Польша в период революционных перемен 1944-1948 гг.
Страница 1

Исторические материалы » Польша в середине 40-х-конце 80-х годов » Польша в период революционных перемен 1944-1948 гг.

Важнейшей задачей в области внутренней политики Польского комитета национального освобождения было расширение социальной базы новой власти. В сентябре 1944 г. был издан декрет ПКНО о проведении земельной реформы. Принудительной экспроприации подлежали земли немцев и предателей, а также хозяйства общей площадью свыше 100 га. В центральных, восточных и южных областях изымалась земля в хозяйствах, имевших более 50 га пашни. Крестьяне получали наделы за символический выкуп. Площадь вновь создаваемых хозяйств в зависимости от района колебалась от 5 до 14 га. Бывшим помещикам за конфискованную собственность полагалась определенная компенсация, они также могли получить надел на одинаковых с другими основаниях.

Промышленные предприятия, экспроприированные немцами, подлежали в будущем возврату их бывшим владельцам, а до этого момента временно переходили под государственное управление.

Вновь формируемый государственный аппарат состоял в основном из членов политических партий, входивших в состав КРН. Органы государственной безопасности имели характер автономной структуры. Хотя они и состояли практически только из членов ППР, но контролировались не ЦК партии или главой правительства, а советскими советниками.

В конце 1944 г. Польский комитет национального освобождения по согласованию с СССР был преобразован во Временное правительство Республики Польша, что должно было продемонстрировать миру стабилизацию нового режима. Сложность положения заключалась в том, что США и Великобритания по-прежнему признавали польское правительство в эмиграции, сохранявшее сильное влияние в стране. Потребность в скорейшем победоносном завершении войны заставляла великие державы искать компромисс в польском вопросе. На Ялтинской конференции 1945 г. было решено покончить с двоевластием в Польше путем расширения Временного правительства за счет демократически настроенных политиков из лондонского лагеря и преобразования его во Временное правительство национального единства. Одновременно И.В. Сталиным был поставлен вопрос о западной границе Польши по линии рек Одра (Одер) и Ныса (Нейсе). К Польше должна была также отойти часть Восточной Пруссии. В качестве восточной границы участники конференции высказались за линию Керзона с некоторыми отступлениями в пользу Польши.

Ялтинские договоренности означали, что Польша становилась одним из ключевых звеньев советской системы безопасности в Европе, к формированию которой Москва приступила на заключительном этапе войны. Эта ее роль была закреплена польско-советским договором о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве, заключенным 21 апреля 1945 г.

Принятые в Ялте решения в полной мере отвечали интересам ППР и ее союзников. Им удалось добиться международного признания новой власти в Польше, вывести из игры лондонский лагерь, укрепить свои позиции в стране. Тем самым были достигнуты основные политические цели, сформулированные в манифесте ПКНО.

В июне 1945 г. было создано Временное правительство национального единства. Его премьером стал левый социалист Эдвард Осубка-Моравский, возглавлявший до этого ПКНО и Временное правительство, заместителями — Владислав Гомулка (ППР) и С. Миколайчик, бывший глава лондонского правительства, вышедший в конце 1944 г. из его состава и согласившийся вернуться в Польшу. Сторонники экс-премьера получили несколько министерских пос­тов. За счет бывших политиков лондонского лагеря был расширен состав КРН. После этого последовала полоса признания правительства странами антигитлеровской коалиции.

С. Миколайчиком была создана собственная партия – Польское стронництво людовое (ПСЛ), быстро превратившееся в одну из крупнейших политических организаций. Оно стало притягательным центром для всех сил, несогласных с политикой ППР и ее союзников.

ППР считала, что объединенные левые партии (ППР, социалистическая, крестьянская и демократическая) в состоянии построить новое общество, которое отличалось бы по своему социально-экономическому устройству и от СССР, и от буржуазных государств. Его экономической базой стала бы многоукладная экономика. В политической области основой строя был бы блок близких по целям партий при ведущей роли ППР, причем оппозиционные ППР партии также участвовали в правительстве. Организованное таким образом общество постепенно, по мере созревания объективных предпосылок, продвигалось бы по пути социалистических преобразований. Во внешней политике новая Польша должна была ориентироваться на СССР, одновременно развивая добрососедские отношения с западными державами. Следует сказать, что эта концепция, наиболее последовательным сторонником которой был В. Гомулка (1905-1982), генеральный секретарь ЦК ППР, разделялась далеко не всеми руководящими и рядовыми членами партии.

Страницы: 1 2 3

Социальный строй
Имея развитую экономику Империи, передовую форму правления, устойчивые демократические институты, активно формирующееся гражданское общество, Англия, вместе с тем, являла в наиболее явной форме невиданные доселе социальные проблемы и противоречия, которые замечали и представители русской эмиграции. Естественно, что в поле зрения в перв ...

Создание красной армии
Мир еще не был заключен. Россия продолжала находиться в состоянии войны с кайзеровской Германией и ее союзниками. Поэтому до создания новой армии нельзя было ликвидировать старую армию. Но Советское государство сразу, же стало на путь ее решительной демократизации. Оно упразднило все чины и звания в армии, ввело выборность всего командн ...

Главные достижения Троцкого в политической деятельности
Троцкий Лев Давидович являлся основателем троцкизма – враждебного ленинизму течения в рабочем движении. Первоначально троцкизм возник как леворадикальный оттенок меньшевизма и российская разновидность центризма. Как антиленинское течение Троцкизм начал оформляться ещё со времени II съезда РСДРП (1903), на котором Троцкий выступил по ряд ...