Поворот к светскости в развитии искусства. Литература петровского времени.
Страница 1

Реформы Петра I » Поворот к светскости в развитии искусства. Литература петровского времени.

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие. Купить двери входные металлические можно купить входные двери.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные произведения, «жития», сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои — энергичные и предприимчивые люди «острого ума» и «достойного разума». Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как «Повесть о Фроле Скобееве», «Гистория об Александре, российском дворянине», «Гистория о российском матросе Василии Кориотском».

В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли «Приклады, како пишутся комплименты». Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

Развитие театрального искусства.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И. Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф. Прокоповича «Владимир».

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

Живопись

.

Петровское время стало переломным и в развитии живописи. Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из реальной жизни.[15]

Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра I И. Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На батальных полотнах Никитина «Полтавское сражение», «Куликовская битва» с глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа против иноземных захватчиков.

Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры. Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей. Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах, строительству Петербурга.

В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки и воспитания художников. Царским указом большую группу «мастеровых людей разных художеств» переселили в новую столицу для росписи церквей, новых дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А. Матвеева, И. Никитина, Р. Никитина, гравера С. Коровина и других.

В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след в истории нашего искусства.

Новые веяния в архитектуре.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер. Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных проектов и застройку городов и барских усадьб.

В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве. Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного пользования необходимо назвать Главную аптеку, «Комедийную хромину» (театр) в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.

Страницы: 1 2

Иван Грозный и борьба за укрепление централизованной власти. Опричнина
После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена Глинская. Боярское правление привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство и открытые выступления в ряде русских городов. В июне 1547 г. в Моск ...

Предпосылки восстания
Восстание декабристов – первое открытое выступление с оружием в руках против крепостничества и самодержавия, организованное передовыми представителями русского общества. Движение развернулось на фоне глубоких социально – экономических сдвигов, происшедших в жизни России первых десятилетий 19 века. Эти социально – экономические перемены ...

Личность
Личность - это социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате освоения общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества. Понимание себя как личности у многих было обманчивым, т. к. соизмерялось степенью собственной причастности к аппарату управления (даже в самом низу иерархи ...