Культура, наука, просвещение после второй мировой войны

Исторические материалы » Польша в середине 40-х-конце 80-х годов » Культура, наука, просвещение после второй мировой войны

Война и оккупация нанесли большой урон польской культуре. Были разрушены более 5 тыс. школьных зданий, уничтожены полностью или частично многие институты, библиотеки, архивы, бесценные памятники архитектуры. Разграблению и уничтожению подверглись ценнейшие музейные и частные коллекции. В руинах лежали Варшава, Вроцлав, Гданьск и др. города.

Страна испытывала острый недостаток в учителях, преподавателях высшей школы, инженеров и техников. Многие из них погибли, часть не вернулась в страну из эмиграции, не признав новой политической реальности.

Первые послевоенные годы ушли в основном на восстановление материальной базы культуры и образования. Одновременно решалась важнейшая задача ликвидации неграмотности (в 1946 г. - 3 млн. человек), создания государственной системы всеобщего неполного среднего образования, дававшего возможность продолжать обучение в четырехклассных общеобразовательных или профессиональных лицеях. С определенными модификациями эта система сохраняется до настоящего времени, хотя после 1989 г. открылось немало частных школ различных уровней.

Индустриализация потребовала подготовки большого числа инженерно-технических работников. С этой целью была создана сеть технических институтов и техникумов. Наряду со старыми университетами появились новые: в Лодзи, Вроцлаве, Торуни, Гданьске, Люблине, Катовицах, Щецине.

Если в межвоенные годы основными центрами научных исследований были университеты, то после войны ситуация изменилась. В 1951 г. на базе Польской Академии знаний создается Польская Академия наук, в рамках которой действуют десятки академических институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных областях науки. Третьим структурным подразделением научных исследований, особенно прикладного характера, стали многочисленные отраслевые научно-исследовательские институты.

Гуманитарные науки длительное время находились под мощным идеологическим прессом. Особенно это касалось истории, социологии, философии, литературоведения, политэкономии, но с конца 50-х гг. это давление стало постепенно ослабевать. Интересные исследования, особенно исторические, проведены польскими учеными, проживающими на Западе.

Система государственного патроната над культурой, сложившаяся в конце 40-х гг., имела как положительные, так и отрицательные стороны. С помощью государства была создана широкая сеть научных и публичных библиотек, музеев, дворцов и домов культуры, издательств, театров и кинотеатров, что позволяло широким слоям общества приобщаться к достижениям национальной и мировой культуры. В 50-е гг. господствующим направлением в искусстве стал т. социалистический реализм. Свой заметный след он оставил в архитектуре Варшавы и ряда других городов. Но в 60-е гг. социализм утратил свои ведущие позиции. Сегодня польская культура представляет собой исключительно богатую картину, вмещающую всевозможные стили и направления творчества от реализма до самых современных направлений авангарда. Заметный след в европейском киноискусстве оставила польская школа кино. Мировое признание получила польская поэзия. В 1989 г. Нобелевская премия в области литературы была присуждена польскому поэту Ч. Милошу, с 50-х гг. пребывавшему в эмиграции, а в 1996 г. ту же премию получила краковская поэтесса В.Шимборская.

За послевоенные годы существенные изменения претерпела культурная среда обитания поляков. Большая их часть живет в городах, многие в стандартных многоквартирных домах. Иным стал облик сел, и здесь преобладает стандартная кирпичная застройка. Художественные вкусы основной части поляков формируются уже не традиционным фольклором, а телевидением, в том числе спутниковым и кабельным, кино, радио, прессой, различными формами поп-искусства, массовой модой. Элитарное искусство также имеет своих поклонников. Это и опера (9 театров в 80-е гг.), и филармония, международные музыкальные конкурсы имени Шопена и имени Венявского, драматические театры, в том числе экспериментальные (например, Гротовского, Шайны, Ханушкевича) и т.д.

Существенные изменения произошли в образе жизни поляков. В их жизнь прочно вошли автомобиль, занятия спортом, туризм, в том числе и международный, аудио- и видиотехника и другие достижения современной цивилизации.

III Всероссийский съезд Советов
10 января 1918 г. в Таврическом дворце в Петрограде открылся III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Почти две трети делегатов составляли большевики. Съезд заслушал отчетные доклады: Я.М. Свердлова— о деятельности ВЦИК и В.И. Ленина — о деятельности Совнаркома. Вопреки нападкам меньшевиков и эсеров ...

Италия эпохи Иоахима Флорского - эпоха раздробленности. Некоторые аспекты европейской истории средних веков
Население средневековой Европы унаследовало две великие традиции античного Рима: универсальную церковь и универсальное государство. Первой правил папа, второй - Карл Великий, а теперь Оттон. Однако попытка править одновременно и Германией и Италией не увенчалась успехом, хотя правители Германии не оставляли намерения установить власть н ...

Становление Римской республики.
«В конце VI в. до н.э. с освобождением от этрусков формируется римская республика, просуществовавшая около пяти столетий.»[6] По преданию в 510 г. до н.э. в Риме была уничтожена власть царей и установлена республика с выборными должностными лицами – магистратами (из патрициев). Уничтожение в Риме царской власти, видимо, связано с освобо ...