Культура, наука, просвещение после второй мировой войны

Исторические материалы » Польша в середине 40-х-конце 80-х годов » Культура, наука, просвещение после второй мировой войны

Война и оккупация нанесли большой урон польской культуре. Были разрушены более 5 тыс. школьных зданий, уничтожены полностью или частично многие институты, библиотеки, архивы, бесценные памятники архитектуры. Разграблению и уничтожению подверглись ценнейшие музейные и частные коллекции. В руинах лежали Варшава, Вроцлав, Гданьск и др. города.

Страна испытывала острый недостаток в учителях, преподавателях высшей школы, инженеров и техников. Многие из них погибли, часть не вернулась в страну из эмиграции, не признав новой политической реальности.

Первые послевоенные годы ушли в основном на восстановление материальной базы культуры и образования. Одновременно решалась важнейшая задача ликвидации неграмотности (в 1946 г. - 3 млн. человек), создания государственной системы всеобщего неполного среднего образования, дававшего возможность продолжать обучение в четырехклассных общеобразовательных или профессиональных лицеях. С определенными модификациями эта система сохраняется до настоящего времени, хотя после 1989 г. открылось немало частных школ различных уровней.

Индустриализация потребовала подготовки большого числа инженерно-технических работников. С этой целью была создана сеть технических институтов и техникумов. Наряду со старыми университетами появились новые: в Лодзи, Вроцлаве, Торуни, Гданьске, Люблине, Катовицах, Щецине.

Если в межвоенные годы основными центрами научных исследований были университеты, то после войны ситуация изменилась. В 1951 г. на базе Польской Академии знаний создается Польская Академия наук, в рамках которой действуют десятки академических институтов, занимающихся фундаментальными исследованиями в различных областях науки. Третьим структурным подразделением научных исследований, особенно прикладного характера, стали многочисленные отраслевые научно-исследовательские институты.

Гуманитарные науки длительное время находились под мощным идеологическим прессом. Особенно это касалось истории, социологии, философии, литературоведения, политэкономии, но с конца 50-х гг. это давление стало постепенно ослабевать. Интересные исследования, особенно исторические, проведены польскими учеными, проживающими на Западе.

Система государственного патроната над культурой, сложившаяся в конце 40-х гг., имела как положительные, так и отрицательные стороны. С помощью государства была создана широкая сеть научных и публичных библиотек, музеев, дворцов и домов культуры, издательств, театров и кинотеатров, что позволяло широким слоям общества приобщаться к достижениям национальной и мировой культуры. В 50-е гг. господствующим направлением в искусстве стал т. социалистический реализм. Свой заметный след он оставил в архитектуре Варшавы и ряда других городов. Но в 60-е гг. социализм утратил свои ведущие позиции. Сегодня польская культура представляет собой исключительно богатую картину, вмещающую всевозможные стили и направления творчества от реализма до самых современных направлений авангарда. Заметный след в европейском киноискусстве оставила польская школа кино. Мировое признание получила польская поэзия. В 1989 г. Нобелевская премия в области литературы была присуждена польскому поэту Ч. Милошу, с 50-х гг. пребывавшему в эмиграции, а в 1996 г. ту же премию получила краковская поэтесса В.Шимборская.

За послевоенные годы существенные изменения претерпела культурная среда обитания поляков. Большая их часть живет в городах, многие в стандартных многоквартирных домах. Иным стал облик сел, и здесь преобладает стандартная кирпичная застройка. Художественные вкусы основной части поляков формируются уже не традиционным фольклором, а телевидением, в том числе спутниковым и кабельным, кино, радио, прессой, различными формами поп-искусства, массовой модой. Элитарное искусство также имеет своих поклонников. Это и опера (9 театров в 80-е гг.), и филармония, международные музыкальные конкурсы имени Шопена и имени Венявского, драматические театры, в том числе экспериментальные (например, Гротовского, Шайны, Ханушкевича) и т.д.

Существенные изменения произошли в образе жизни поляков. В их жизнь прочно вошли автомобиль, занятия спортом, туризм, в том числе и международный, аудио- и видиотехника и другие достижения современной цивилизации.

Начало военных действий.
Зимой-весной 1861 года сформировалась Конфедерация 11 южных штатов. 13 апреля южане развязали военные действия, начав обстрел федерального форта Самтер в бухте Чарлстона (Южная Каролина), малочисленный гарнизон которого капитулировал и спустил американский флаг. Так началась четырёхлетняя Гражданская война - самая кровопролитная и разру ...

Основные черты и периодизация феодализма
Феодализм (классический) – это феодализм западной Европы. Там он начался в 5 веке нашей эры в 46 году и продолжался до середины 17века до английской революции. “Феод” – земля, поместье. 1861г – закончился период феодальной истории. Отмена крепостного права. Периоды:1.ранний феодализм – зап. Европа 5-9 в, Беларусь – середина 13в;2.разв ...

Реформы 1867-1868 гг. и их значение
Последняя треть XIX в. — важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70- ...