Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон
Страница 4

Исторические материалы » Положение в стране и в прессе после февраля 1917 г. » Журналистика в политической борьбе противоборствующих сторон

Несовместимость взглядов социалистической журналистики в вопросах стратегии и тактики революции определила отношение большевистской прессы к буржуазной и, по выражению Ленина, «соглашательской» прессе меньшевиков и эсеров. Сближение позиций этих партий привело к созданию совместных изданий: «Искра», «Голос солдата».

Будучи непримиримым к инакомыслию, Ленин опубликовал в «Правде» несколько статей, отражавших его резко отрицательное отношение к действиям меньшевиков и эсеров и выступлениям их газет.

Так, в апреле 1917 г. появились его статьи «Один из коренных вопросов», «Церетели и классовая борьба» и другие, в которых он заявлял о том, что политика эсеров и меньшевиков представляет собой политику прислужничества буржуазии, а Плеханова и его сторонников называл «социал-шовинистами», обвиняя в отступничестве от идей революции и смыкании с кадетами. Плеханов же, вопреки Ленину, не без оснований утверждал, что пролетариат и крестьянство не готовы к управлению государством, а поэтому не должны брать политическую власть в свои руки. Исключительный интерес в этой связи представляют плехановские публикации в газетах «Единство» и «Наше единство», объединенные затем в цикл «Год на Родине».

Во многом созвучны с утверждениями Плеханова и рассуждения М. Горького в серии статей «Несвоевременные мысли». Первая из них появилась в газете «Новая жизнь» в апреле 1917 г. Статьи-размышления Горького представляют собой своеобразную летопись революции: от Февраля к Октябрю. В «Несвоевременных мыслях» Горький утверждал, что в современных условиях России социалистическая революция преждевременна, гибельна для рабочего класса и передовой интеллигенции. Горький не соглашался с теми, кто путь к возрождению видел в перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую.

В этом споре главным оппонентом М. Горького был В. Ленин. Противоречия в их взглядах не уводили писателя от революции, а, наоборот, вели к более реалистическому пониманию ее задач и возможностей.

С первых дней революции противоборство двух тенденций в социалистическом движении России выражали «Правда» и «Известия Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов». «Известия» резко полемизировали с «Правдой», которая в свою очередь обвиняла редакцию «Известий» в предательстве интересов революции.

В августе 1917 г. с образованием Центрального Исполнительного Комитета Советов рабочих и солдатских депутатов «Известия» становятся органом ЦИК и переходят в руки большевиков.

Полемика в социалистической журналистике, развернувшаяся вокруг «Апрельских тезисов» Ленина и отношения к Временному правительству, достигла своей высшей точки в период июльских событий 1917 г., когда представители меньшевиков и эсеров, вошедшие в состав коалиционного Временного правительства, выступили против организации политической демонстрации 3–4 июля. Временное правительство, видя раскол в рядах социалистических партий, расценивая как незаконный призыв большевиков и их печати лишить его власти, разгромило 5 июля редакцию «Правды». Меньшевики и эсеры одобрительно отнеслись к этой акции правительства, хотя его действия были явно антидемократическими. [2, 18]

Страницы: 1 2 3 4 

Расправа над монастырями
Судебные процессы, конфискации, пытки и казни совершались по всей территории московского государства. Однако, первые удары инквизиторского молота были нанесены по монастырям - оплотам православия, хранителям священных традиций, центрам христианской культуры. Одна из самых кровопролитных расправ свершилась в Соловецкой киновии, обители п ...

Система кормлений в местном управлении как наследие удельной старины.
В связи с государственным, объединением произошли крупные перемены и в устройстве местного управления. В удельную эпоху местное управление, как было уже сказано, находилось в руках наместников и волостелей. Наместник сидел в центральном городе уезда и чинил суд и управу по всем делам в пределах окологородней волости и по важным уголовны ...

Особенности общественного и социального строя.
Правосознанию древних китайцев было свойственно различение божественных небесных предписаний – ли и земных установлений – фа. Вся жизнь древних китайцев подчинялась ритуалу: от пробуждения - до отхода ко сну, от рождения – до смерти; детальнейшей регламентации подлежало все: фасон одежды, форма головного убора, тип обуви, экстерьер и ин ...