Причины военной помощи советского союза Афганистану
Страница 1

Исторические материалы » Негативные последствия советско-афганской войны » Причины военной помощи советского союза Афганистану

Решение о военной помощи Советского Союза Афганистану принималось 10 лет тому назад под влиянием как объективных, и они были основными, так и субъективных обстоятельств. Объективные были следующие. Стремление правительства США дестабилизировать обстановку на южном фланге советской границы и создать угрозу нашей безопасности. После потери шахского Ирана и вывода оттуда оружия, нацеленного на Советский Союз, стали реальными намерения замены Ирана Пакистаном.

В Вашингтоне усиливалось беспокойство в связи с потерей Ирана. Начались лихорадочные поиски замены этой страны в мировой стратегии Соединенных Штатов. Было решено переориентироваться во внешней политике с Индии на Пакистан, использовать Афганистан в качестве «черного хода» для возвращения в Иран и площадки против Советского Союза. Разумеется, вслух об этом не говорилось .

Что касается Пакистана, то так и произошло. Он стал военно-политическим союзником США и стремился свергнуть законное правительство Афганистана. Вторым важным обстоятельством, повлиявшим на наше решение, стало убийство в Кабуле заговорщиками во главе с Амином лидера Апрельской революции Тараки. Оно также было расценено в Политбюро как попытка контрреволюционного переворота в этой стране, который мог быть использован США и Пакистаном в своих целях против СССР.

Советскому союзу были известны их стратегические, внешнеполитические установки того времени, вынашивавшиеся в правительстве США планы дестабилизации дружественных нам прогрессивных режимов. Эти планы в арсенал западной политики дипломатии остаются на вооружении до сих пор. Не видеть их было бы наивно. Более того, сейчас действия по их осуществлению даже усилились. В 1979 году ни в Политбюро, ни ЦК КПСС, ни в руководстве союзных республик не было ни одного человека, который возразил бы против удовлетворения просьбы афганской стороны в решении по оказанию военной помощи дружественному Афганистану. Во всяком случае, такие мнения были тогда не известны. Сейчас иногда говорят, что такие peшения принимались за закрытыми дверями несколькими высокими руководителями страны. Да, так оно на самом деле было. Это были члены Политбюро. Но затем эти решения Политбюро ли единогласно одобрены Пленумом ЦК КПСС. Можно сегодня, спустя 10 лет, с этим решением не согласиться, но политическую основу нашей помощи Афганистану ставить под сомнение оснований нет. Предложение

вынести это решение для одобрения Верховным Советом СССР принято Брежневым не было .»

Афганистан требовал в 1978— 1979 гг. повышенного внимания, а его Москвой оказано не было. Перед апрельским переворотом посольство СССР в Кабуле возглавлял А. Пузанов — непрофессиональный дипломат, никогда прежде не бывавший на зарубежном Востоке, Сменил его буквально незадолго до ввода советских солдат в Афганистан партийный paботник Ф. Табеев. Ничего порой, кроме недоумения, такая практика назначения послов не вызывала. Когда мы будем руководствоваться соображениями, что их работа требует определенных профессиональных навыков? Может быть, тогда у нас реже повторялись бы эпизоды, когда о важнейших событиях в той или иной стране наши руководители узнают . из передач радио Был ли учтен исторический опыт других стран в Афганистане? Нет, не был. Известно, что Великобритания в годы cуществования своей империи проиграла три войны в Афганистане « и ни военных, ни политических лавров британские политики и генералы там не стяжали». Правда, мы с Афганистаном воевать и не намеревались.

Страницы: 1 2

Культура. Известные деятели Е.Полоцкая, К. Туровский, К. Смолятич
Богатой была культура Беларуси эпохи раннего средневековья. Первой эпиграфической надписью на восточнославянских землях было имя полоцкого князя Изяслава на принадлежавшем ему перстне-печати (10 в.). В 11 в., как следствие принятия христианства, в Полоцк, Туров и другие города проникали оригинальные и переводные произведения отцов церк ...

Становление и развитие раннефеодального государства
В первой трети Х—XII вв. Германия представляла собой относительно единое государство. Слабое развитие феодализма, внешняя угроза и активная политика централизации первых германских королей способствовали утверждению раннефеодальной монархии, временному усилению королевской власти. Королям удалось создать государственные объединения из п ...

Вторая Мировая война
После подписания 30 сентября 1938 года Мюнхенского договора Варшава потребовала от Чехословакии передать ей Тешинскую Силезию, где большинство населения составляли этнические поляки. Загнанное в угол чехословацкое правительство вынуждено было уступить немецким и польским требованиям. Однако уже 24 октября 1938 года Риббентроп предложил ...