Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

Исторические материалы » Камбоджа в XVI-XIX вв. » Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом противостоянии поражение, а его соперник взошел на престол, восстановив прежние буддистские традиции. В 1672 г. Батом Реатеа погиб в результате заговора, и в стране вновь вспыхнула междоусобная борьба.

В 1675 г. на престол взошел Чей Четта IV, при котором вновь наступило относительное спокойствие. Главной административной единицей в Камбодже в тот период являлась провинция, разделенная на округа и кхумы (объединение нескольких соседних деревень). Крестьяне не являлись лично зависимыми, имели право свободного передвижения в пределах государства, но при этом они должны были выплачивать налоги государству и иметь своего покровителя из числа крупных сановников, живших в столице, и в пользу которых они выполняли определенные повинности.

В конце XVII в. изменились в худшую сторону отношения Камбоджи с Вьетнамом. На территориях Камбоджи, граничивших с Южным Вьетнамом, появились поселения вьетов, занимавшихся обработкой земель и плативших за это налоги камбоджийскому монарху. Вскоре они стали серьезной силой, позволившей Нгуенам оказывать воздействие на кхмерскую элиту. Они вмешивались в борьбу за кхмерский престол, поддерживая своими вооруженными формированиями выгодных им претендентов.

Опасность со стороны Вьетнама осознавал утвердившийся на престоле в 1679 г. Чей Четта IV, попытавшийся объединить государство и боровшийся внутри страны со сторонниками ориентации на Дайвьет.

Со второй половины XVIII в., и вплоть до французской колонизации, Камбоджа находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом. В 1845 г. между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор. Король Анг Дуонг пытался лавировать между двумя внешними силами и одновременно укрепить свои позиции в стране.

В области внутренней политики Анг Дуонг главный упор попытался сделать на реформирование экономики, проведя соответствующие преобразования. При нем началось восстановление сельского хозяйства, дорожное строительство, ослабла социальная напряженность в обществе в результате изменения системы налогообложения и ограничения позиций ростовщического капитала.

Была усилена власть сдатя, единолично решавшего все важнейшие вопросы государственной жизни и опиравшегося на моральный авторитет буддистской религии, являвшейся основой официальной идеологии Камбоджи. Анг Дуонг готовил армию к новому походу за освобождение находившихся под сиамским контролем западных и северных камбоджийских земель.

В середине XIX в. окончательно оформилась система земельной собственности и основные сословия Камбоджи. Земля юридически считалась частью имущества верховного правителя. Он ею наделял своих подданных и мог ее забрать, если не было наследника. Реально же часть земельных угодий находилась в фактическом частном владении.

Землевладельцы из числа кхмерской элиты, юридически являлись такими же пользователями полученных из рук монарха земель, как и другие лично свободные кхмеры (нэак тыа). Только сам процесс ее обработки осуществлялся не ими лично, а зависимыми категориями населения. При этом они не платили налогов и взимали с них ренту в свою пользу. Часть таких земель передавалась в аренду путем заключения арендатором специального договора с фактическим владельцем земельного участка.

Высшее сословие кхмеров (прэах вонгса) состояло из членов семьи монарха вплоть до пятого колена, из более дальних родственников {прэах вонг) и высшего духовенства (пре-амы).

Чиновники (намэны) имели ряд привилегий и наделы за службу.

Далее следовало лично свободное население (нэак тыа), которое не прикреплялось к земле и могло в любой момент с нее уйти, переселившись в новые районы. У них государство могло изымать в качестве налога до четверти собранного урожая. Кроме того, они должны были выполнять ежегодную государственную трудовую повинность. Такая система в тот период была весьма жизнеспособной и эффективной, что явно не устраивало претендентов на господство в Камбодже Сиам и Францию, считавших, что нестабильность в стране позволит им создать более благоприятные условия для ее подчинения.

Айтеке би и его деятельность в Младшем жузе
Айтеке би, имя и слава которого простирались далеко за пределами исконных территорий Младшего жуза, стал в свою эпоху легендой. Даты его рождения и места смерти установлены приблизительно, считают, что он прожил 56 лет. По данным исследователя М. Исламгалиева он похоронен в фамильном склепе в местности Нурата тау вблизи Самарканда. Обще ...

Основная часть «Творчеством одержимый». Биография
Родился 12 Сентября 1930 года в городе Липецке. Его мать, по профессии архитектор, будучи убежденным и очень сильным человеком, оказала огромное влияние на становление личности будущего художника. Довоенное детство прошло в Ленинграде, также повлиявшее на мироощущение мальчика, который к 1941 году уже довольно профессионально рисовал[1] ...

Партизанское и подпольное движение на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
К началу сентября 1941 г. территория Беларуси была оккупирована немецкими войсками. Оккупантами был установлен жестокий режим, направленный на угнетение и уничтожение людей, грабеж материальных ценностей и природных богатств. На территории Беларуси было создано 260 лагерей смерти, более 100 гетто. За годы оккупации вместе с жителями был ...