Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

Исторические материалы » Камбоджа в XVI-XIX вв. » Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.

В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом противостоянии поражение, а его соперник взошел на престол, восстановив прежние буддистские традиции. В 1672 г. Батом Реатеа погиб в результате заговора, и в стране вновь вспыхнула междоусобная борьба.

В 1675 г. на престол взошел Чей Четта IV, при котором вновь наступило относительное спокойствие. Главной административной единицей в Камбодже в тот период являлась провинция, разделенная на округа и кхумы (объединение нескольких соседних деревень). Крестьяне не являлись лично зависимыми, имели право свободного передвижения в пределах государства, но при этом они должны были выплачивать налоги государству и иметь своего покровителя из числа крупных сановников, живших в столице, и в пользу которых они выполняли определенные повинности.

В конце XVII в. изменились в худшую сторону отношения Камбоджи с Вьетнамом. На территориях Камбоджи, граничивших с Южным Вьетнамом, появились поселения вьетов, занимавшихся обработкой земель и плативших за это налоги камбоджийскому монарху. Вскоре они стали серьезной силой, позволившей Нгуенам оказывать воздействие на кхмерскую элиту. Они вмешивались в борьбу за кхмерский престол, поддерживая своими вооруженными формированиями выгодных им претендентов.

Опасность со стороны Вьетнама осознавал утвердившийся на престоле в 1679 г. Чей Четта IV, попытавшийся объединить государство и боровшийся внутри страны со сторонниками ориентации на Дайвьет.

Со второй половины XVIII в., и вплоть до французской колонизации, Камбоджа находилась под двойным вьетнамо-сиамским сюзеренитетом. В 1845 г. между Сиамом и Вьетнамом был подписан соответствующий договор. Король Анг Дуонг пытался лавировать между двумя внешними силами и одновременно укрепить свои позиции в стране.

В области внутренней политики Анг Дуонг главный упор попытался сделать на реформирование экономики, проведя соответствующие преобразования. При нем началось восстановление сельского хозяйства, дорожное строительство, ослабла социальная напряженность в обществе в результате изменения системы налогообложения и ограничения позиций ростовщического капитала.

Была усилена власть сдатя, единолично решавшего все важнейшие вопросы государственной жизни и опиравшегося на моральный авторитет буддистской религии, являвшейся основой официальной идеологии Камбоджи. Анг Дуонг готовил армию к новому походу за освобождение находившихся под сиамским контролем западных и северных камбоджийских земель.

В середине XIX в. окончательно оформилась система земельной собственности и основные сословия Камбоджи. Земля юридически считалась частью имущества верховного правителя. Он ею наделял своих подданных и мог ее забрать, если не было наследника. Реально же часть земельных угодий находилась в фактическом частном владении.

Землевладельцы из числа кхмерской элиты, юридически являлись такими же пользователями полученных из рук монарха земель, как и другие лично свободные кхмеры (нэак тыа). Только сам процесс ее обработки осуществлялся не ими лично, а зависимыми категориями населения. При этом они не платили налогов и взимали с них ренту в свою пользу. Часть таких земель передавалась в аренду путем заключения арендатором специального договора с фактическим владельцем земельного участка.

Высшее сословие кхмеров (прэах вонгса) состояло из членов семьи монарха вплоть до пятого колена, из более дальних родственников {прэах вонг) и высшего духовенства (пре-амы).

Чиновники (намэны) имели ряд привилегий и наделы за службу.

Далее следовало лично свободное население (нэак тыа), которое не прикреплялось к земле и могло в любой момент с нее уйти, переселившись в новые районы. У них государство могло изымать в качестве налога до четверти собранного урожая. Кроме того, они должны были выполнять ежегодную государственную трудовую повинность. Такая система в тот период была весьма жизнеспособной и эффективной, что явно не устраивало претендентов на господство в Камбодже Сиам и Францию, считавших, что нестабильность в стране позволит им создать более благоприятные условия для ее подчинения.

Украина в период «горбачевской перестройки»
Критическое положение, в котором оказался СССР в середине 80-х, диктовало необходимость радикальных преобразований. Поворот во внутренней и внешней политике начался, когда в марте 1985 г., после смерти Черненко, Генсеком ЦК ЦКСС стал М.Горбачев (в 1988- он стал главой Президиума Верховного Совета СССР, а в 1990 – президентом СССР). На а ...

Убийство импрератора.
Император Александр II, вызвавший восхищение и удивление просвещенных людей целого мира, натолкнулся и на недоброжелателей. Преследовавшие никому не понятные цели, организаторы создали целый ряд посягательств на жизнь государя, составлявшего гордость и славу России. 1 марта 1881 года государь, за которого многочисленное население готов ...

Внутренняя политика советского правительства в послевоенный период. Политика репрессий против некоторых национальностей. Одергивание нерусских народов
Вторая мировая война оказала свое влияние не только на экономическую жизнь страны, но и на духовную. В идейно-политической сфере она вызвала ослабление надзора, увеличивала число неконтролируемых идейных движений, особенно среди тех, кто в течение нескольких лет находился за пределами системы (в оккупированных районах или в плену), в на ...