Культура
Страница 1

Степные курганы Черногоровский, Камышеваха, Малая Цимбалка, Обрывский и некоторые другие, предскифский возраст которых удалось установить раньше всего, фактически не содержат никаких изделий, которые могли бы познакомить нас с особенностями искусства той исторической поры. Пробел этот ощущался очень остро, так как оставалось не известным, было ли это искусство близким к скифскому или отличалось от него.

Разрешить загадку помогли материалы из раскопок могилы воина в кургане у с. Зольского близ г. Симферополя, произведенных в 1962 г. А.А. Щепинским. В кургане оказался великолепный набор разных костяных украшений и принадлежностей от конской узды. Его дополнил великолепный набор вещей, в том числе и местной художественной выделки, из Носачевского кургана.

Вскоре выяснилось, что различные вещи воинского, а иногда и домашнего обихода изготовленные по киммерийским образцам или в духе киммерийского прикладного искусства, есть в памятниках чернолесской, протомеотской, кобанской, древнейшей ананьинской и фрако-киммерийской культур. Материалы такого рода не только способствуют углублению знаний об искусстве киммерийцев, но и расширяют представления о его особой роли в развитии культуры у многих народов, живших в то время по соседству со степью.

У киммерийцев в резьбе по кости преобладали плоский рельеф и гравировка. Литье из бронзы и золота выполнялось по восковым моделям, т.е. так же, как у чернолесских племен позднейшего периода. Применялись вместе с тем чеканка, штамповка и паяние (золотом по золоту). Для киммерийского искусства более всего типичны геометрические орнаменты в виде одинарных и концентрических кружков, розеток, разнородных спиралей, меандров, ромбовидных фигур и пр. Этому искусству не были чужды и зооморфные образы, известные по единичным изделиям .

Чаще всего на киммерийских вещах встречается фигура в виде ромбовидного значка с вогнутыми сторонами и кружочком в середине. Почти всегда такой значок вписывается в круг, в результате чего образуется простая четырехлепестковая розетка. Значками такого рода обычно оформляли круглые бронзовые бляхи с отверстиями для перекрещивающихся ремней у уздечки. Значки эти часто ставились на явно культовых предметах и принадлежностях конской узды.

Выделялась еще одна серия костяных уздечных принадлежностей, отличающихся от вышеописанных и типологически и по своему художественному оформлению. Впервые они выделены в составе позднечернолесских комплексов при раскопках на Субботовском городище. В преобладающей части эти бляшки, имеющие вид овальных пуговиц с одним или двумя отверстиями для прикрепления к уздечным ремням. Чаще всего бляшки гладкие, реже с проточенным вдоль края желобком. Точно такие же бляшки были найдены в составе уздечных наборов из Жирноклеевского кургана в Волгоградской области, а также в курганах у с. Веселая Долина и у поселка Новолуганского на Доннечине.

Киммерийские памятники представлены только захоронениями, обычно курганными, известные и бескурганные захоронения.

Распространены они от Дуная (Истра) до Волги (Аракса). Выделены две ступени культуры: Черногоровской и Новочеркасской. На первой ступени хоронили в простых прямоугольных и овальных ямах, иногда с деревянным перекрытием (иногда - с подбоями) в скорченном на боку положении. Мужчин сопровождали оружием (стрелы с бронзовым ¬ ми и костяными наконечниками, кинжал с бронзовым рукояткой и железным лезвием), сбруя (часто стременоподобные удила), а женщин - золотые и бронзовые пронизи, бусины, глиняная посуда. Посуда хранил белозерские традиции (толстостенные круглотелые горшки, часто орнаментированные налепным валиком с "усиками", кубки с цилиндрически- метрическими шейками и черпаки, орнаментированные каннелюрами, шишечками), но исчезли одноручные черепки, распространились лощеные кубки и деревянные кубки с золотыми пластинками.

Страницы: 1 2