Введение
Страница 2

Нельзя, да и невозможно забыть, что Рихтер - великолепный ансамблист и концертмейстер. За весь свой огромный творческий путь он переиграл большое количество камерной музыки, выступал со множеством исполнителей, среди которых - Д. Ойстрах, М. Ростропович, Н. Гутман, О. Каган, Ю. Башмет и другие. В его репертуаре много ансамблевых сонат Моцарта, Бетховена, Брамса, Прокофьева, Шостаковича, трио, квартеты, квинтеты для раз-личных составов, (например, квинтеты Брамса, Франка, Шостаковича, исполненные совместно с квартетом им. Бородина). Его выступления в качестве концертмейстера с Н. Дорлиак, Д. Фишер-Дискау были скорее не традиционной парой "солист-аккомпаниатор", а настоящим ансамблем. Вдвоём с Н. Дорлиак, на протяжении более чем полутора десятилетий, они исполнили едва ли не всё существующее в камерно-вокальной литературе.

Многие партнеры Рихтера ценили в нем умение вжиться в любой коллектив, находить общий язык с каждым музыкантом. Здесь проявляется одна из граней универсализма артиста, и, прежде всего, в том, что мощный магнетизм и необыкновенное ощущение ритма Рихтера заставляли подчиняться и "музыкально существовать" в одном ощущении времени любого партнёра.

Понятие "феномен Рихтера", использованное выше, с некоторых пор введено музыкальной критикой в обиход. Вот что писали о нем исследователи: "Мало кого из современных пианистов можно сравнить с Рихтером по яркости и разносторонности дарования", "Исполнительская манера Рихтера единственна в своем роде", "На концертах у слушателей возникает ощущение, будто они напрямую, лицом к лицу встречаются с авторами исполняемых произведений - без какого-либо "толкователя" и посредника, - и это производит иной раз ошеломляющее впечатление. Сравниться с Рихтером тут не в силах никто". Учитель Рихтера Г. Нейгауз в статье "Святослав Рихтер. Творческий портрет" заявляет более категорично: " …мой вкус (под который я могу подвести весьма солидную идеологическую базу) говорит мне: я знаю и люблю, ценю и уважаю, по крайней мере, несколько десятков современных пианистов, но мое чувство и мое рассуждение говорят мне: все-таки Святослав Рихтер - первый среди равных".

Чем же, какими необыкновенными исполнительскими качествами Рихтер привлек такое внимание критики? За последние два столетия история музыки знает много великих пианистов. Были исполнители, которые обладали феноменальной техникой, например, В. Горовиц; Ф. Бузони отличался необыкновенным чувством формы и умением её выстраивать; Г. Гульд и А.Б. Микеланджели представили совершенно новые прочтения давно известных произведений, а вниканию в содержание музыки, внимательному отношению к нотному тексту, раскрытии и передачи художественного образа уже давно учат в консерваториях. Чем же Рихтер так покоряет внимание слушателей? Один ответ можно предположить сразу: все перечисленные достоинства великих пианистов удивительным образом сочетались в Рихтере одновременно. Но с ним, действительно, трудно соперничать в количестве сыгранной им за длинную творческую жизнь фортепианной литературы. Рихтер, беседуя с Б. Монсенжон, говорил: "Я сделал подсчет. Помимо камерной музыки, мой репертуар включает около восьмидесяти разных программ". В истории можно привести только один пример подобного гигантского репертуара - это "исторические концерты" А. Рубиштейна.

Феномен Рихтера становится еще менее объяснимым, если вспомнить его "музыкальное детство" и юность. Обычно непременная часть биографии каждого крупного музыканта - занятия под руководством опытного преподавателя с малых лет. Рихтер же, поступив в музыкальную школу, бросил её после нескольких уроков, потому что там заставляли играть гаммы и упражнения, чего он делать не мог из-за особенностей своей творческой индивидуальности, о которых будет написано ниже. Его родители-музыканты не занимались с ним систематически, и до поступления в класс Нейгауза в возрасте двадцати двух лет Рихтер толком нигде не учился.

Целью данной работы является исследование этого уникального феномена в музыкально-исполнительском искусстве. Автор реферата к поставленной задаче от себя лично добавил бы вопрос: "За что я люблю искусство Рихтера?"

Страницы: 1 2 

Назревание конфликта между Севером и Югом
В первой половине Х1Х в., когда движение на западные земли приобрело массовый характер, оформились два потока колонизации – северный и южный, из свободных и рабовладельческих штатов. Несмотря на то что обе системы – рабства и свободного капитализма – сосуществовали в одном государстве, конституции северных штатов запрещали рабство. Их ...

Причины и последствия удельной раздробленности Руси на рубеже XI-XII вв.
На рубеже XI и XII вв. Древнерусское государство распадается на ряд самостоятельных областей и княжеств. Основные причины такого распада: 1. Естественное деление земель между детьми умершего князя Ярослава Мудрого. Так после его смерти (1054 г.) Киевское государство было разделено между его пятью сыновьями, сделал он это так, что влад ...

Древнейшие государства на территории России
К середине II тысячелетия до н. э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы. Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. В южных района ...