В 1882 году Яблочков подал патентную заявку на динамо-машину, отличавшуюся тем, что у неё ось статора (неподвижной системы катушек) и ось ротора (системы подвижной обмотки) были наклонены к оси вращения, что должно было привести к увеличению электродвижущей машины при той же скорости вращения. Запатентованный в том же году электродвигатель Яблочкова был рассчитан на очень малое число оборотов. Необходимость в таком двигателе вызывалась тем, что употреблявшиеся в то время механизмы были приспособлены к тихоходным паровым машинам.
Динамо-машины Яблочкова не получили широкого распространения. Это объясняется тем, что после создания совершенных конструкций в руках Яблочкова уже не было достаточных материальных средств для быстрого налаживания производства этих машин, а в то время очень быстро развивались теория и практика построения электрических машин. В области электрических машин переменного тока Яблочков выдвинул ряд новых блестящих идей.
В поисках дешевого и надежного источника электрического тока Яблочков не ограничивался изучением и усовершенствованием динамо-машин. Его сильно интересовали также и гальванические элементы, бывшие когда-то единственным источником электрического тока.
В технике сильных токов гальванические элементы во времена Яблочкова не могли конкурировать с электрическими машинами. В настоящее время двадцатилетняя работа П.Н. Яблочкова над гальваническими элементами (с 1870 по 1890 год) становится особенно интересной в свете того значения, которое теперь гальванические элементы приобрели в радиотехнике и в других областях техники слабых токов.
Разработку новых типов гальванических элементов Яблочков вел систематически, исходя каждый раз из определенной идеи. В первых типах своих элементов Яблочков стремился получить электрическую энергию путем непосредственного расходования угля в гальваническом элементе, минуя применение паровой машины. Это так называемые "элементы горения", основанные на наблюдениях одного ученого над возникновением электродвижущей силы при соприкосновении горящего угля с холодным металлом. Катодом в элементе Яблочкова служил уголь; электролитом служила расплавленная селитра, являвшаяся в то же время источником кислорода для горения угля и деполяризатором. Внесение в селитру солей некоторых металлов позволяло регулировать интенсивность всего процесса. В другом элементе Яблочкова источником кислорода служила вода.
Несколько позднее Яблочков перешел к элементам, в которых вместо угля применялся натрий или другие щелочные металлы. Эти элементы не требовали присутствия жидкости и были названы Яблочковым "сухими элементами" в более точном значении этого слова, чем современные нам "сухие батарейки", Знакомые каждому радисту, так как в последних имеются опилки, пропитанные электролитическим раствором.
Действие сухих элементов Яблочкова основано на окислении натрия при комнатной температуре. Натрий, служащий катодом, отделен от пористого угля или от какого-либо другого пористого проводника пластинкой пористого изолятора. Воздух, окисляющий натрий, проникает к последнему через пористый анод и пористый изолятор. Задняя поверхность натриевой пластинки покрыта слоем лака, препятствующим непосредственному окислению ее воздухом. В руках Яблочкова элемент с натрием прошел несколько различных модификаций.
Опыты с натриевыми элементами в Париже в 1884 году чуть ли не стояли Яблочкову жизни, так как во время этих опытов от воспламенения водорода произошел пожар. Яблочков стал задыхаться и уже лежал без чувств, когда к нему пришли на помощь.
Вредным процессом в гальванических элементах является так называемая поляризация анода, представляющая собой накопление около анода водорода, мешающего прохождению тока. Яблочков воспользовался поляризацией анода для создания особого трехэлектродного элемента с электродами из натрия, цинка и угля. В центральной части этого цилиндрического элемента катодом служит сильно окисляющийся штабик из натрия, анодом - сравнительно слабо окисляющийся цинковый цилиндр. Во внешней части того же элемента служит анодом неокисляющийся уголь, катодом - цинк. Уголь постоянно поляризуется, но вместе с тем поглощает кислород из воздуха, что приводит к непрерывному уничтожению поляризации путем соединения кислорода с поляризующим уголь водородом. Этот тип гальванического элемента был назван Яблочковым "автоаккумулятором" и является прототипом предложенных намного позднее элементов с "воздушной деполяризацией".