Для Яблочкова характерно то, что его изобретения всегда являлись следствием многочисленных физических исследований и экспериментов. Он не просто изобретал, он изучал наблюдаемые им явления и давал им свое, иногда своеобразное толкование. Свое мнение о невозможности использования для электрического освещения ламп накаливания Яблочков обосновывал оригинальным рассуждением, вытекавшим из его представления о процессах электрической дуги. В связи с тогдашним уровнем развития физики Яблочков представлял явления, имеющие место в электрической дуге и в лампе накаливания, не как прохождение электрического тока через газы - электрического разряда, в первом случае, и прохождение электрического тока через твердые тела, во втором случае, а как накаливание со сгоранием углей и накаливание без сгорания. Кислороду воздуха и явлениям, связанным с последними химическими реакциями Яблочков приписывал особо значительную роль в дуге. Энергию, выделяемую при этих реакциях, он считал главным источником излучаемой световой энергии дуги.
Как бы в подтверждение или для иллюстрации этой мысли Яблочков несколькими годами позднее изобретения знаменитой "свечи" построил "свечу" следующего вида. Стержень из железной проволоки был окружен хлорокисью магния. Два таких стержня были расположены один против другого. Между их концами возникла электрическая дуга. Железо накаливалось добела и восстанавливало магний из окиси. Металлический магний сгорал в кислороде воздуха ярким блестящим пламенем. Электроды такой свечи укорачивались очень медленно - не больше 1 сантиметра в час. Совершенно ясно, что в этом случае источником излучения света действительно служила химическая реакция.
Во время своих опытов с дроблением электрического света при помощи конденсаторов Яблочков задался вопросом о прохождении электрического тока через конденсатор. Ему удалось экспериментально показать, что на зарядку конденсатора требуется определенное время. Описание этих опытов и изложение теоретических соображений можно найти в упомянутом уже мною публичном докладе, прочитанном Яблочковым в Петербурге.
Всему этому вопросу, сущность которого Яблочков определял как переход динамического электричества в статическое электричество и обратно, он придавал большое проблемное значение.
Это вполне понятно, если вспомнить, что в 70-х годах прошлого века еще не существовало теории переменных токов. Отсутствовали представления: о запаздывании тока по сравнению с напряжением в цепи переменного тока, о возможности прохождения тока через емкость, об активной и реактивной слагаемой мощности переменного тока и т.д. - представления, являющиеся теперь азбукой для каждого электрика, начиная с инженера и кончая грамотным монтером.
В наше время вопрос о статическом и динамическом электричестве не возникает, но во время Яблочкова он еще волновал умы ученых новаторов, и отражение этого можно найти в работах даже такого крупного физика, как А.Г. Столетов.
Кроме своих работ, принесших Яблочкову мировую известность, он сделал немало изобретений. Его лампы накаливания с телом накала из каолина, о которых речь была выше, были практически осуществлены изобретателем и применены для освещения кают в трех судах русского военного флота. Электрическими машинами Яблочков начал заниматься еще в мастерской Бреге. В журнале "Электричество" за 1881 год можно найти описание довольно-таки совершенных по тому времени динамо-машин, построенных Яблочковым. Преимущества машин Яблочкова перед другими, распространенными тогда динамо-машинами Сименса и Грамма были весьма значительными. В машине Сименса переменный электрический ток получался во вращающемся якоре. Это приводило к изнашиванию коллекторных щеток и искрообразованию из-за сравнительно высокого напряжения в цепи. В машине грамма обмотки, в которых индуцировался ток, неподвижны, но они имели сложную кольцеобразную форму. Эта часть машины вносила значительные неудобства при изготовлении машины или исправлении каких-либо повреждений обмоток. В динамо-машине Яблочкова обмотка, в которой индуцировались токи, также была неподвижна, но она была проста по своему устройству и состояла из отдельных катушек. Соединение этих катушек параллельно или последовательно можно было изменить любым образом и получать таким способом от одной и той же машины токи различного напряжения. Можно было также, не останавливая машину, выключать поврежденную катушку, вынуть ее и заменить другой. Система динамо-машин Яблочкова не представляла таких препятствий к увеличению размера и мощности, как система Грамма.