Освобождение России от польского ига

Исторические материалы » Великая смута » Освобождение России от польского ига

Осенью 1611г. начался сбор нового ополчения г. Нижний Новгород во главе со своим земским старостой Козьмой Мининым. Нижегородцы постановили, чтобы каждый отдал на обеспечение ополчения треть своего годового дохода или треть всех наличных товаров. Воеводой второго ополчения был выбран поправившийся от раны князь Дмитрий Пожарский. В ноябре 1611г. он приехал в Нижний Новгород и начал готовить войска. Город за городом присоединялся к ополчению. Проводя идею государственной консолидации, лидеры ополчения К. Минин и Д. Пожарский четко сформулировали главные задачи момента: изгнать интервентов и подготовить условия для создания русского правительства, пользующегося доверием населения.

Весной 1612г. второе земское ополчение перешло в Ярославль. Здесь был созван и «правильный» Земский собор, т.е. с участием не только духовенства и бояр, но и служилого и тяглового населения городов. Весть о том, что король Сигизмунд III направил в помощь своему гарнизону в Москве гетмана Хоткевича с войском и огромным обозом с продовольствием, заставила Минина и Пожарского поспешить к Москве. Второе земское ополчение успело туда раньше Хоткевича. В августе 1612г. в жестокой битве с большим трудом русские разбили подошедшее войско гетмана Хоткевича. Поляки, осажденные в Москве, продовольствия не получили.

22 октября 1612г. русские войска штурмом взяли Китай-город, одну из укрепленных частей Москвы. До революции 1917г. этот день (4 ноября по новому стилю) был праздничным. Ныне эта традиция возрождена: 4 ноября Российская Федерация отмечает праздник «День народного единения».

Хотя Кремль еще оставался у поляков, но их силы от голода были на исходе. Съев всех кошек, собак и крыс, они дошли до людоедства и трупоедства. Начиналось массовое безумие, и начальник польского гарнизона Струсь, в конечном итоге, сдал Кремль. Сигизмунд III не успел. Когда он в конце 1612г. подошел со своим войском к Москве, было поздно, город прочно держали русские. Второе земское ополчение отбило Сигизмунда III от Москвы.

Конечно, на этом Смута и интервенция не закончились. Со шведами пришлось воевать до 1617г., с поляками до 1618г. Казачий атаман Иван Заруцкий сделал ставку на Марину Мнишек и ее сына от Лжедмитрия II Ивана («Воренка»). Они попытались отложить Астрахань от России и создать там особое казачье государство под покровительством персидского шаха Аббаса. Москве только в 1614г. удалось ликвидировать эту авантюру. Четырехлетний Иван «Воренок» как возможный претендент на московский престол был повешен, атаман Заруцкий посажен на кол, Марина Мнишек умерла в тюрьме.

Смута преподала важный урок русскому народу. Призыв Козьмы Минина — не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело — имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нрав­ственному гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взяв в свои руки судьбу государства. Произошло то, что С.М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтоб оттуда извлечь средства спасения». Во время Смуты обанкротилась правящая верхушка, а народ, спасая государство, обнаружил «такое богатство нравственных сил и такую прочность своих исторических и гражданских устоев, какие в нем и предполагать было невозможно» (И.Е. Забелин).

Окончание Смуты способствовало победе государственного начала над земско-местническими амбициями. Стало ясно, что соединение областей воедино служит их же пользе — при условии, что соблюдаются добровольность этого соединения и права на местную самобытность. Российское государство после Смуты предстало, по словам А.П. Щапова, «в значении земско-областной федерации»: « .Москва, смиренная, наказанная отпадением от нее разрознившихся областей, призывала теперь их к новому органическому братскому союзу с ней, во имя духовно-нравственного единства .»

Власть. Можно выделить следующие основные концепции отношения к власти в советском обществе:
1. Уверенность в правильности проводимой политики, искренняя вера в вождя, партию и социалистический строй в целом (характерно для «МЫ»). Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения увязывались с культом вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большин ...

СССР в послевоенные годы
Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Были высказаны предложения о некотором смягчении нажима на экономику, допускалось существование мелких частных хозяйств. Восстановление промышленности происходило в очень тяжелых условиях: постоянная нехватка продуктов, тяжелые условия труда и быта, высокий уровень з ...

Особенности развития государства и права в странах древнего востока
Понятие Восток в исторической науке используется не столько как географическое, сколько как историко-культурное, цивилизационное. Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственническ ...