Киевская Русь при Ярославе Мудром и его преемниках
Страница 2

Киевские князья присвоили себе титул великих князей. Государство раздирали феодальные распри, лишь сильная личность смогла бы его объединить. В 1097 г. в Любече (под Киевом) состоялся съезд князей, они пытались найти путь к прекращению феодальных усобиц. Одним из организаторов этого съезда был сын великого князя Всеволода - Владимир Мономах. (1113-1125). В Любиче принцип сеньората заменили родовым (принцип вотчины - наследственный). Тем самым ушла в прошлое централизаторская тенденция, и возобладал децентрализм. Русь неумолимо превращалась в квазиконфедеративное образование. Ослабление княжеской власти вызывало возрождение древнего института самоуправления - вечей. После нескольких бурных собраний вече на киевский престол пригласили Владимира Мономаха. В период наивысшего могущества он контролировал три четверти земель, находившихся под властью Ярослава Мудрого: границы Руси простирались от Дуная до Дона. Он восстановил принцип верховенства великого князя Киевского, продолжил традицию династических браков с семьями европейских монахов (был женат на дочери английского короля, сын Мстислав - на дочери шведского короля, дочь Евфимия-супруга венгерского короля, дочь Мария - супруга сына греческого императора).

Владимир ограничил законодательно использование рабского труда, источники рабства. Особенно важным являлось решение о предельной прибыли ростовщиков - 150 %, хотя оно и нарушалось. В назидание потомкам князь оставил "Поучение детям" - в некоторой степени автобиографический труд. Произведение проникнуто высокоморальными принципами любви, справедливости, милосердия, отвращения к убийству, защиты убогих, сирот, послушания старших, уважения к иностранцам. Ряд его положений актуален и сегодня. В частности Владимир Мономах взывал: "Лжи остерегайтесь и пьянства, от этого душа погибает и тело. Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев…Ленности ведь мати всему дурному…. "

Еще до своей смерти Владимир Мономах разделил Русь на пять подвластных ему княжеств: Киевское, Переяславское, Смоленское, Владимир-Волынское, Суздальское. Лишь номинально признавал верховенство великого князя вечевой Новгород. Союзниками Киеву считались Черниговское, Червенское, а Камская Булгария и Южная Эстония уплачивали дань. В течение семи лет традиции отца пытался поддерживать его сын - Мстислав. После его смерти в 1132 г. хозяйственно самостоятельные княжества все больше замыкаются в своих пределах, не нуждаясь в протекции Киева. Сначала их стало 15 в том числе: Переяславское, Полоцко-Минское, Черниговское, Смоленское, Галицкое, Новгогодское. Через сто с лишним лет количество княжеств возросло до 250.

Страницы: 1 2 

Международный женский день (8 марта)
Впервые в России он был отпразднован в1913 году в Санкт-Петербурге. С 1966 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года праздник Восьмое марта стал нерабочим днем. ...

Отмена патриаршества. Церковная реформа.
Еще одним препятствием, ограничивающим власть абсолютного монарха, была церковь. Большинство духовенства враждебно относилось к реформам, и это неудивительно – церковь издревле была хранителем русских традиций, которые искоренялись петровскими реформами. Поэтому церковь была причастна к делу царевича Алексея, и отнюдь не на стороне отца ...

Эволюция советской терроризма
В постсталинский период тема индивидуального террора в революционном движении была реабилитирована. Поощрялись, в частности, исследования по истории народовольческого терроризма. Однако применительно к началу XX века тема оказалась не столь желательной. Она рассматривалась лишь попутно, главным образом в контексте изучения неонародничес ...