Государственный переворот 1934 года в Болгарии
Страница 1

Исторические материалы » Государственный переворот 1934 года в Болгарии » Государственный переворот 1934 года в Болгарии

Стоит начать с того, что переворот был государственным, поскольку в стране изменился режим, государственная власть, поменялось правительство.

Он был совершен 19 мая 1934 г. и тайно готовился в течение нескольких месяцев. Этот переворот нельзя рассматривать изолированно, вне тех изменений, которые произошли в это время в Европе.

«В Германии, где внутриполитическая обстановка была наиболее острой, буржуазия в целях сохранения своего господства, установила фашистскую диктатуру. Приход германских фашистов к власти вызвал одобрение у правящих кругов Англии и Франции. Правительства этих государств смотрели на фашистскую Германию как на полицейскую силу для подавления революционного движения в Европе»[9]. В еще большей степени они надеялись направить агрессию Германии против СССР. Отсюда их скрытая поддержка вооружения Германии, прикрытое содействие захватническим планам в Центральной и Юго-Восточной Европе, срыв политики коллективной безопасности, которую последовательно и энергично защищал Советский Союз.

В связи с такой обстановкой в Европе, в Болгарии еще в 1932—1933 гг. начала создаваться политическая обстановка, которая могла быть использована для успешной борьбы за восстановление демократических прав и свобод. «Рабочее движение в городе переживало революционный подъем, в селах трудящееся крестьянство боролось против политики грабежа и насилий, часть солдатских масс: сочувственно относилась к движению и участвовала в нем»[10]. Правительство так называемого «Народного блока» теряло остатки своего влияния в массах. В его среде возникли острые разногласия, вызвавшие уже в 1933 г. правительственный кризис.

Можно ли было избежать переворота?

Советские авторы считают, что для этого было необходимо единство рабочего класса в борьбе против фашизма. А в то время Болгарская Коммунистическая партия была слаба из-за кризиса в партии. Частухин в своей работе «Рабочее движение в Болгарии в 1918-1939 гг.» пишет: «Следует сказать, что в момент государственного переворота БКП не предприняла мер противодействия перевороту и тащилась в хвосте событий. Объясняется это тем, что у руководства БКП в го время стояли левые сектанты, которые допускали крупные ошибки в проведении политики партии. Ошибочность политической линии партии ярко проявилась в решениях IV расширенного Пленума ЦК БКП (август 1933 г.). В политической резолюции Пленума дана неправильная оценка процессов, происходивших в экономике и в политике страны. В резолюции говорится, что стране угрожает «экономическая катастрофа» и что в лагере буржуазии царит разложение. В резолюции проводится мысль, что не болгарская буржуазия является главным врагом рабочего класса, a Зeмлевладельческий союз, названный ими «передовым отрядом фашистской контрреволюции в стране». Социал-демократическая партия характеризовалась как фашизированная организация. В соответствии с этим резолюция требовала направить главный стратегический удар против Земледельческого союза и против социал-демократии»[11].

Государственный переворот 19 мая для руководителей БКП оказался совершенной неожиданностью и имел ряд особенностей.

Страницы: 1 2 3 4

Внутренняя политика Николая I
Годы царствования Николая I расцениваются как "апогей самодержавия". Правительство активно боролось с революционным движением в России и Западной Европе, массовыми народными волнениями, расправлялось с передовыми и прогрессивными идеями и людьми. Главной целью внутренней политики императора стало укрепление и охранение существ ...

Значение личности Ивана Калиты
Сложно дать однозначную оценку деятельности Ивана Даниловича, как в качестве московского правителя, так и в качестве великого князя. Это был дальновидный политик, увеличивший территорию своих владений, укрепивший свою власть, получивший любовь народа. Не всегда ему удавалось добиться успеха, не проливая крови, но это был XIV век. Междоу ...

Развитие транспортной системы. Железнодорожное строительство
Наиболее заметным явлением в развитии транспортной системы России стало бурное строительство железных дорог. Так, в 1860 г. в стране имелось только 1,5 тыс. верст железных дорог, в 1871 г. - 10 тыс., а уже в 1881 г. - 21 тыс. верст. Железнодорожное строительство стимулировало развитие сельского хозяйства и промышленности (металлургия, м ...