Установление монголо-татарского ига, его черты и последствия
Страница 2

Исторические материалы » Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига » Установление монголо-татарского ига, его черты и последствия

Что такое монгольское иго? Это специально разработанный комплекс политических и экономических мероприятий, позволявших держать в зависимости целый народ. Однако, если Чингисхан опустошал, уничтожал полностью города и их население, а освободившиеся после этого территории отводил под выпас монгольского скота, то после его смерти стали великодушно дарить покоренным народам жизнь, облагая их данью и налогами в пользу имперской казны [2].

Основной была дань («десятина», «выход», «царева дань») – постоянный налог, собиравшийся с городского и сельского населения. Размер дани не был фиксирован и менялся в зависимости от численности населения Руси, а также от соотношения экономической и политической силы русских князей и ордынских ханов в каждый конкретный исторический период. Дань отправляли в орду в виде монет, а также золотых и серебряных слитков. С крестьянского населения собирали постоянные сборы. Торговля и ремесленные производства облагались «тамгой» - налогом с оборота.кроме постоянных налогов практиковались нерегулярные сборы: «запросы» - единовременные требования хана о посылке сумм сверх установленной дани на военные расходы, расходы по управлению и т.п., «выходное», «выездное», «памятное», «поклонное», «мимоезжее», «становое», «царева пошлина, Царицына, посла» - подарки, отсылаемые в Орду хану, его родственникам, и отдельным предста-вителям татарской аристократии или подносимые на месте баскакам, послам и т.п. [14].

Сначала дань собирали представители Золотой Орды, однако Русь постепенно оправлялась от разорения и городские жители все чаще напоминали о себе выступлениями против княжеских распрей и иноземного ига (в Новгороде в 1291 г., в 1304-1305 гг. в Костроме и Нижнем Новгороде, в 1340 г. в Торжке). Эти выступления привели к уничтожению системы откупов и заставили ханов передать сбор дани самим русским князьям, что существенно облегчало политическое и экономическое объединение земель [4].

Нужно отметить последствия монголо-татарского ига для Руси:

1)особый ущерб понесли города, так как на целый век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения;

2)исчез ряд ремесленных специальностей;

3)нарушены торговые связи с Западной Европой;

4)замедлилось развитие сельского хозяйства;

5)произошла консервация холопства;

6)в феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма;

7)исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей: обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права;

8)происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества;

9)промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток;

10)происходит смешение части монголов и населения Северо-Восточной Руси, языковое заимствование, заимствование восточных обычаев;

11)развивается национальная православная традиция: церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом [1].

Страницы: 1 2 

Общественный и политический строй Джунгарского ханства
Эволюция общественного и политического строя кочевых народов вообще, у монголов в частности – один из наименее изученных аспектов их исторического развития. Объясняется это, главным образом малочисленностью принадлежащих самим кочевым народам и доступных науке вещественных и письменных памятников, раскрывающих отношения, которые существ ...

Последние работы русского историка
Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его "История сословий в России" в 1913 году. Получил распространение в литографированном издании его курс "Терминология русской истории". Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих "Чтений" ...

Приложения
Рис. 1. План городища Старой Рязани с указанием мест раскопок. Борисоглебский собор, а — раскопки 1836 г.; б — раскопки 1926 г.; в — раскопки 1948 г. Спасский собор — раскопки 1888 г. Успенский собор — раскопки 1949 г. 1 — раскоп 1945 г. № 1; 2 — раскоп 1945 г. № 2; 3 — разрез вала у Новых Пронских ворот 1945 г.; 4 — разрез вала 1945 ...