Установление монголо-татарского ига, его черты и последствия
Страница 2

Исторические материалы » Борьба за великое княжение в период монголо-татарского ига » Установление монголо-татарского ига, его черты и последствия

Что такое монгольское иго? Это специально разработанный комплекс политических и экономических мероприятий, позволявших держать в зависимости целый народ. Однако, если Чингисхан опустошал, уничтожал полностью города и их население, а освободившиеся после этого территории отводил под выпас монгольского скота, то после его смерти стали великодушно дарить покоренным народам жизнь, облагая их данью и налогами в пользу имперской казны [2].

Основной была дань («десятина», «выход», «царева дань») – постоянный налог, собиравшийся с городского и сельского населения. Размер дани не был фиксирован и менялся в зависимости от численности населения Руси, а также от соотношения экономической и политической силы русских князей и ордынских ханов в каждый конкретный исторический период. Дань отправляли в орду в виде монет, а также золотых и серебряных слитков. С крестьянского населения собирали постоянные сборы. Торговля и ремесленные производства облагались «тамгой» - налогом с оборота.кроме постоянных налогов практиковались нерегулярные сборы: «запросы» - единовременные требования хана о посылке сумм сверх установленной дани на военные расходы, расходы по управлению и т.п., «выходное», «выездное», «памятное», «поклонное», «мимоезжее», «становое», «царева пошлина, Царицына, посла» - подарки, отсылаемые в Орду хану, его родственникам, и отдельным предста-вителям татарской аристократии или подносимые на месте баскакам, послам и т.п. [14].

Сначала дань собирали представители Золотой Орды, однако Русь постепенно оправлялась от разорения и городские жители все чаще напоминали о себе выступлениями против княжеских распрей и иноземного ига (в Новгороде в 1291 г., в 1304-1305 гг. в Костроме и Нижнем Новгороде, в 1340 г. в Торжке). Эти выступления привели к уничтожению системы откупов и заставили ханов передать сбор дани самим русским князьям, что существенно облегчало политическое и экономическое объединение земель [4].

Нужно отметить последствия монголо-татарского ига для Руси:

1)особый ущерб понесли города, так как на целый век прекратилось каменное строительство, сократилась численность городского населения;

2)исчез ряд ремесленных специальностей;

3)нарушены торговые связи с Западной Европой;

4)замедлилось развитие сельского хозяйства;

5)произошла консервация холопства;

6)в феодальных отношениях развились традиции восточного деспотизма;

7)исчезло представление о необходимости баланса прав и обязанностей: обязанности по отношению к монголо-татарам исполнялись независимо от того, давало ли это какие-нибудь права;

8)происходит ограничение прав женщин, характерное для восточного патриархального общества;

9)промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток;

10)происходит смешение части монголов и населения Северо-Восточной Руси, языковое заимствование, заимствование восточных обычаев;

11)развивается национальная православная традиция: церковь оставалась единственным общенациональным общественным институтом [1].

Страницы: 1 2 

Россия в 1917г. Двоевластие. Кризисы временного правительства
В феврале 1917 г. началась революция в Петрограде. Войска перешли на сторону народа. 2 марта Николай II отрёкся от престола. Власть взяло из рук Думы Временное правительство (ВП), которое должно было управлять страной до созыва Учредительного собрания (УС). Другим центром власти был Петроградский совет солдатских и рабочих депутатов (ПС ...

Земские учреждения Ивана Грозного.
Губные учреждения были коррективом, который по требованиям жизни был внесен в систему кормлений. Несоответствие этой системы новой политической организации общества давало чувствовать себя все более и более и привело, наконец, к дальнейшему ограничению этой системы. В 1555 году царь издал указ, в котором заявлял: «наперед сего жаловали ...

«Всемирный» характер исторического охвата хронографов
Е. Г. Водолазкин заостряет внимание на том, что различия между хронографией и летописанием как двумя типами исторического повествования в древнерусской литературе носят принципиальный характер, они соответствуют двум разным типам истории - всемирной и национальной. Хронографические сочинения были посвящены описанию всемирной истории, л ...