Александр Невский – 1252-1263 гг

В 1251 году Александр Ярославович Невский приехал к Бату с жалобой на брата Андрея, обвинив его в том, что он не платит дань в полном размере. Бату послал против Андрея Ярославовича войско. Андрей пытался организовать сопротивление, но его поддержали только брат – тверской князь Ярослав Ярославович. 24 июня 1252 года недалеко от Переяславля войско тверичей и переяславцев было разгромлено татарами, которые после этого захватили и разграбили Переяславль. Разорению подверглись Владимирское, Переяславское и Суздальское княжества. Андрей бежал сначала в Новгород, потом в Швецию. Александр стал великим князем.

Короткое правление Александра Ярославича в качестве великого князя Владимирского не принесло неожиданностей. Оно было отмечено именно той самой политикой уступок, которая естественно вытекала из предшествующей деятельности Александра: крепкие связи с татарами из Золотой орды и подчинение любому требованию хана; решительные действия в отношении Запада, бескомпромиссность по отношению к католической церкви и твердая поддержка православной церкви, не лишенная смысла политика в отношении оппозиционных элементов в Новгороде, незамедлительное подавление малейших признаков восстания или оппозиции против его собственной или татарской политики, твердый контроль над своими родичами [11].

В исторической литературе можно встретить обвинения в адрес Александра Невского в предательстве интересов Руси. Но мог ли оказать сопротивление монголо-татарам Александр Невский? Ответ надо искать во взаимоотношениях Руси с Западом в XII-XIII вв. Русь крайне болезненно восприняла разорение крестоносцами в 1204 г. центра православия - Константинополя. А слухи о стяжательском и развратном образе жизни католического папского клира усиливали это отчуждение. Завоевание западных русских земель крестоносцами привело бы к насаждению католицизма на Руси. Движение на восток немецких рыцарей и шведских феодалов было приостановлено, но опасность с их стороны не была снята. В этих условиях князь-победитель понимал нереальность создания антиордынского союза русских князей. Столкнувшись с проблемой поиска своего места в кровавом споре Запада и Востока, Александр Невский решился на союз с Востоком, что помогло обеспечить национальную независимость Новгородской земли в то тяжелое для Руси время. В результате Новгородская и Псковская земли не только сохранили свою независимость, но и предотвратили попытки шведов и крестоносцев закрепиться на северо-западе Руси. Помимо всего этого, не было нарушено религиозное единство Руси насильственным вводом католицизма.

Раздробленная и ослабленная Русь не могла вести борьбу на два фронта и была вынуждена смириться с игом Золотой Орды. Именно поэтому молодому князю Александру ордынцы казались меньшим злом и даже союзниками в борьбе с экспансией Запада.

В ноябре 1263 г., возвращаясь из ханской ставки, Александр заболел и умер вблизи Нижнего Новгорода. Появившаяся версия о его отравлении в Орде скорее всего свидетельствует о том, что народное сознание не хотело мириться с фактом дружбы популярного князя с татарами. Недаром русская церковь причислила его к лику святых [9].

Новый год (1–2 января)
До принятия христианства на Руси новый год наступал в марте. С X века по юлианскому календарю новый год начинался 1 сентября, но официально эту дату стали отмечать в конце XV века. С1700 года с легкой руки императора Петра I Новый год в России празднуют одновременно с европейскими странами— 1 января, т. е. в соответствии с григорианским ...

Негативные последствия войны
Война, в том числе и афганская 1979-1989 гг., как продолжение политики насильственными средствами имеет последствия, влияющие на несколько поколений населения стран и их коалиций, которые принимали в ней прямое или косвенное участие. Перечень последствий локальных войн и вооруженных конфликтов мало, чем отличается от последствий коалици ...

Быт и нравы семьи Петра Первого и его окружения
Титул царя обязывал Петра претерпевать многие связанные с ним неудобства, но тяжелее всего ему давалась сдержанность, ибо молодость и жгучий темперамент оказывались сильнее разума и строгих канонов дворцового и церковного чина. Особенно нетерпимыми для сторонников благочиния были наезды царя в еретическую Немецкую слободу, где правил ба ...