Введение
Страница 1

Вся история книги – это, хотя и медленное, но неуклонное улучшение приемов ее изготовления, ее внешнего и внутреннего оформления; менялись не только материалы. Идущие на книгу, но и способы ее написания.

Когда – то древнегреческий философ Платон назвал человеческую память великой и могущественной богиней. Но память, какой бы она хорошей ни была, не может вместить в себе и сохранить все знания, опыт, накопленные человеческим обществом; она частенько подводила человека, вносила путаницу в его жизнь и работу. И вот человек решил создать другую, более крепкую память, которая сделала бы его мысль вечной, сохранила бы для будущих поколений ценные сведения не только о жизни и быте. Но и об успехах культуры, воинских подвигах людей. Так появилась письменность, должна была появиться и книга. бальзамин ампельный выращивание

Первые «книги» человек писал на камне, на скалах. В Египте, в долине Нила, на стенах древнего храма, высечена одна из таких «книг», «написанных» свыше трех тысяч лет назад. В ней перечисляются военные победы египетских фараонов.

Каменная «книга» писалась десятки лет. Сперва на гладко отшлифованном камне писец рисовал сложный знак – иероглиф По этому рисунку другой человек, чаще всего раб, бронзовым зубилом осторожно высекал этот знак. За малейшую ошибку, неточность полагалось смертная казнь. Понятно, раб старался изо всех сил; на каждый знак он тратил не одну неделю. И вот десятки таких людей год за годом «писали» книгу, увековечивая память не только о знаменательных событиях, но и о своей работе, трудной и кропотливой.

Но каменная книга, хотя она и вечна, неподвижна и дорога. И люди начали искать другие прочные материалы, на которых можно было бы записывать различные события и открытия. Египтянам, например, такой материал дало болотное растение папирус. Из его стебля умелые мастера делали ровные и гладкие листы, пригодные для письма. Гибкие листы папируса можно было свертывать в свитки. Опытные писцы, по указанию жрецов и фараонов, заносили на свитки все, что они считали заслуживающим внимания потомков; из свитков уже можно было собрать библиотеку. Правда, и они были по – своему громоздки; длина некоторых из них достигала 100 – 150 метров. На стапятидесятиметровом свитке были, например, записаны «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Профессии писца и библиотекаря считались в древнем Египте почетными. Библиотеки все время пополнялись сперва религиозными, хозяйственными книгами, сборниками законов. Затем научными сочинениями по астрономии, математике, медицине, произведениями художественной литературы. Но читателями этих библиотек были фараоны, жрецы, придворная знать. Простой народ не имел доступа к книгам, а значит, и к знаниям.

Почти одновременно в Ассирии возникло и развилось искусство изготовления глиняных книг. Письменность ассирийцев – клинописная – отвечала особенностям их книг; на сырых глиняных плитках легко выдавливались письменные знаки, после чего плитки отправлялись в обжиговую печь. «Странички» глиняной книги толщиной в 2,5 сантиметра, длиной примерно в 32 и толщиной около 22 сантиметра обжигались, как обжигают сейчас кирпичи.

Глиняные книги, найденные в наше время, - а им не меньше трех тысяч лет – развеяли многие библейские легенды; в «Библии», как оказалось, широко использованы предания, записанные на плитках задолго до того, как возникло христианство.

Позднее, примерно за два столетия до нашей эры, люди нашли еще один материал для книг – пергамент, приготовлявшийся из кожи ягнят или козлят» мастера обрабатывали кожи таким образом, что на них можно было писать с обеих сторон. Уже в начале нашей эры появились первые четырехугольные книги, сшитые из листов пергамента.

Страницы: 1 2