Внешняя политика республики Болгария
Страница 1

Исторические материалы » Болгария переходного периода 1990-2006 гг. » Внешняя политика республики Болгария

Приоритетами внешней политики Болгарии периода трансформации являлись вступление в НАТО и Европейский союз.

Путь страны от заявления о желании вступить в НАТО до ее присоединения к Североатлантическому альянсу растянулся более чем на 10 лет. За это время Болгария осуществила реорганизацию и привела в соответствие со стандартами и потребностями НАТО свои вооруженные силы и вооружения, военную инфраструктуру и военный бюджет, установила гражданский контроль над военным ведомством.

Дипломатические отношения с НАТО Болгария установила в 1990 г. В 1994 г. она присоединилась к программе "Партнерство во имя мира". В мае 1997 г. Народное собрание приняло декларацию о национальном согласии, согласно которой присоединение страны к НАТО определялось в качестве основного национального приоритета. Парламент дважды, в 1998 г. и 1999 г., вопреки общественному мнению страны поддержал политику НАТО в Косово, предоставив НАТО возможность использовать воздушное пространство и территорию Болгарии для транзита вооруженных сил, техники и т.д. В мае 2003 г. Народное собрание приняло решение об участии военнослужащих Болгарии в многонациональных оперативных силах в Ираке. Наконец, в марте 2004 г. вступил в силу протокол о присоединении Болгарии к НАТО, подписанный в марте 2003 г.

Вступление в Евросоюз рассматривалось и рассматривается Софией как шанс ускорить модернизацию страны. Именно поэтому данный выбор представлялся безальтернативным, несмотря на имевшие место негативные общественные настроения. Доводы скептиков, отстаивавших тезис о возможности успешного развития Болгарии вне ЕС на основе укрепления военной промышленности и атомной энергетики, отвергались большинством политиков как неубедительные.

Задача вступления в ЕС потребовала от Болгарии, как и от других стран, создания рыночной экономики, способной выдержать конкуренцию, в том числе и в рамках ЕС; стабильных институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, соблюдения прав и свобод человека, защиты прав меньшинств; включения в единое правовое поле Евросоюза, связанного с освоением правового массива, состоявшего приблизительно из 25 тыс. различных нормативных актов.

Дипломатические отношения с Европейским сообществом Болгария установила в 1988 г. В 1990 г. было подписано соглашение о торговле и торгово-экономическом сотрудничестве, предусматривавшее постепенную ликвидацию количественных ограничений на болгарский экспорт и взаимные уступки в торговле сельскохозяйственными продуктами. Тогда же Болгария была подключена к программе ФАРЕ и начала получать ежегодную безвозмездную помощь от Евросоюза на поддержку реформ и для подготовки страны к полноправному членству.

В 1993 г. вступили в силу соглашение об ассоциировании Болгарии в Европейский союз, обеспечившее условия для развития политического диалога, и временный договор о торговле, предусматривавший создание зоны свободной торговли между Болгарией и ЕС.

В декабре 1995 г. болгарское правительство приняло решение официально подать заявление о полноправном членстве в ЕС (при голосовании в парламенте оно было поддержано 212 голосами при 1 "против").

Поскольку в 1997 г. Болгария в качестве страны-кандидата получила оценку как недостаточно подготовленной к началу переговоров о присоединении, было решено приступить только к их подготовке. Переговоры Болгарии с ЕС о присоединении начались в феврале 2000 г.

В опубликованном в 2002 г. годовом докладе Европейская Комиссия констатировала, что в Болгарии налицо "функционирующая рыночная экономика" и что Комиссия поддерживает желание страны присоединиться к ЕС в 2007 г.

В соответствии с данным выводом и решением Совета Европы, Еврокомиссия в 2002 г. разработала и приняла документ, названный "дорожной картой", на период до 2007 г. В феврале 2005 г. Болгарии был вручен проект договора о присоединении. В апреле 2005 г. Европарламент поддержал Болгарию в вопросе ее присоединения к ЕС ("за" высказалось 522 депутата, 70 проголосовали "против", а 69 – "воздержались").

После этого, 25 апреля 2005 г. президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский подписали договор о присоединении Болгарии к ЕС. Он предусматривает, что если страна окажется неподготовленной к полноправному членству в ЕС к 1 января 2007 г., то ЕС может отложить присоединение на один год.

В связи с рядом объективных обстоятельств, а также вследсвие восприятия России болгарским политическим классом как силы, находящейся в оппозиции НАТО и ЕС, в болгаро-российских отношениях имел место достаточно продолжительный период взаимного отчуждения. Для преодоления предубеждения в отношении РФ потребовалось время. Немало усилий для налаживания добрососедских, взаимовыгодных отношений между двумя странами приложили президент Болгарии Г. Пырванов и премьер-министр Симеон Сакскобургготский. Главным итогом этой деятельности стали "Совместная декларация Президента Российской Федерации и Президента Болгарии о дальнейшем углублении дружественных отношений и партнерства между Российской Федерацией и Республикой Болгарией" и 10 двусторонних документов, которые были подписаны во время визита в Болгарию в марте 2003 г. российского президента В. В. Путина.

Страницы: 1 2

Россия 16-17 в. Смута
Россия экономически разрушена. Окончание правления Рюриков. Россия впала в войну всех против всех. Война названа «Великой смутой», она ухудшила экном положение. В войну вмешивались иностранцы, Польша – Лжедмитрий. но угроза потерять независимость остановила внутрен борьбу. 1611 г. в Нижнем Новгороде по призыву Кузьмы Минина было создано ...

Результаты и реализм в политике
Результаты ввода советских солдат в Афганистан известны. Они негативны. Прежде всего для Советского Союза. 9 лет. Их могло не быть, если бы те, кто это должен был сделать, просчитали все возможные результаты перед тем, как направить советских солдат к югу от нашей границы. Конечно же, все, происходившее в Афганистане, имеет прямое отнош ...

Переход США к изоляционизму
Послевоенное урегулирование страдало двумя главными пороками. Во-первых, Версальский порядок не был всеобъемлющим. Из него "выпадали" Россия и США - две крупнейшие державы, без которых обеспечение стабильности в Европе к середине ХХ века было уже невозможно. Великие европейские державы - Франция и Великобритания - смогли восст ...