Приход к власти новых политических сил в той или другой стране - это дело внутреннее. Однако в данном случае это не так. Дело в том, что к власти в России пришли такие политические силы, которые ставили цель коренным образом изменить социально-экономические отношения в середине страны, а также отношения с внешним миром. И этих своих намерений не скрывали.
Учитывая это в руководящих кругах многих стран, и прежде всего, европейских, революция в России вызвала беспокойство, поставила перед ними много вопросов, в т.ч. - о судьбе их капиталов в России; о соблюдении новой властью международных соглашений относительно участия в войне; о соблюдении прав человека и т.д.
Большевики, осуществив революцию политическую, были намерены осуществить революцию и в международных отношениях. Первым шагом в этом направлении должен был стать Декрет о мире (принятый на ІІ съезде Советов 26 октября 1917 г.). Продолжать войну за разделение мира, - говорилось в Декрете, - правительство советской России считает преступлением против человечества. Исходя из этого, правительство предлагало всем воюющим народам и их правительствам немедленно начать переговоры о заключении справедливого и демократического мира без аннексий и контрибуций. Декрет предусматривал публикацию тайных договоров, которые были подписаны царским и Временным правительствами до 25 октября 1917 г., и отказ от них. Это был полный разрыв правительства советской России с внешней политикой предыдущих правительств.
Согласно Декларации прав народов России, в основу которой были положены принципы равенства, суверенитета и самоопределение, государственную независимость получила Финляндия (31 декабря 1917 г.) и Польша (29 августа 1918 г.). Эти шаги со стороны советской России были с удовлетворением встречены в Финляндии и Польши и закладывали основы добрососедских отношений.
Публикация тайных договоров (в 1918 г. было опубликовано 100 договоров), в том числе договор России и Англии о распределении сфер интересов в Иране, Афганистане, Тибете; соглашение Англии, Франции и России о распределении Турции (1916 г.) положило начало добрососедских отношений с народами Азии.
Страны - участницы Антанты не признавали новой власти в России, считали ее незаконной и не вступали с ней ни в которые переговоры, в том числе и в предложениях России о мирных переговорах, продолжая считать Временное правительство единым представителем интересов России. Страны Тройственного союза также отрицательно относились к политическим изменениям в России. Однако, исходя из тайных намерений, а именно: ослабить своего соперника в войне, попробовали вступить в сепаратные переговоры с правительством советской России. 27 декабря 1917 г. Германия сообщила России о согласии начать переговоры, прекратив на время переговоров боевые действия. И здесь для советской власти надо было решить ряд сложных проблем: как совместить пропагандистский характер призыва к справедливому и демократическому миру с политическим курсом на мировую революцию; каким образом через Германию выйти на экономические и политические отношения со странами Запада.
Через 6 месяцев после Октябрьской революции Ленин понял, что социалистическая революция в Германии маловероятная. Переговоры делегации советской России с Германией в Бресте и подписанный там мирный договор был не только спасением советской России, но и в определенном понимании первым отступлением советской власти от политики мировой революции.