Средневековый город в Западной Европе
Страница 2

Исторические материалы » Средневековый город в Западной Европе

Несмотря на хаос узких, кривых и перепутанных улочек и тупиков, беспорядочный разброс зданий, словно наобум понатыканных, где попало, в построении города присутствует некоторая логика: она выражается в концентрации вокруг определенных центров и на определенной территории проживания отдельных групп населения, отличающихся по социальным, профессиональным, этнико-конфессиональным характеристикам. Отсутствие системы и хаотичность в застройке всегда тесно переплетались со всевозможными правовыми нормами, регулирующими строительство в городе. Так, например, рыночная площадь, главное место общественной жизни города, складывалась в ансамбль из обрамляющих ее частных бюргерских домов. Их внешний вид и особенно размеры жестко ограничивались властями города. Одной из основных причин подобного контроля становилась чрезмерная дороговизна земли в городе.

Внутреннее ядро города

Важнейшими факторами, определяющими облик городов, были, укрепленный центр города (бург, ситэ), собор и рынок. То, что оборона долгое время играла важнейшую роль при возникновении города, определило особый статус укрепленного городского ядра. Первоначально это ядро представляло собой защиту для предместий, но с течением времени его статус коренным образом видоизменялся: из покровителя центр превратился в силу, противостоящую возникающему из предместий новому городу и его торгово-ремесленному населению. Такому обособлению нередко способствовало изначально более выгодное расположение первичных укреплений - на острове, полуострове, холме, скале и т.п. В том случае, если укрепление располагалось на возвышенности, оно становилось так называемым "верхним городом" по отношению к расположенному у его подножия торгово-ремесленному поселению - "нижнему городу". Часто пространство перед укреплением со стороны внешнего города намеренно не застраивалось во избежание неожиданных действий атакующих (в том числе и разгневанных горожан).

Положение бурга могло меняться в зависимости от алгоритма возникновения города, о чем уже говорилось выше. В старых городах, возникавших спонтанно, бург, как правило, оказывался в центре города. В городах же, "созданных по чьей-либо инициативе, он чаще всего занимал обособленное положение, поскольку это предоставляло бульшие возможности для организации обороны от нападения горожан в случае необходимости.

В старых городах внутри укрепленного ядра строились и соборы, которые нередко брали на себя функции бургов. В качестве таковых соборы разделяли судьбу прочих укрепленных центров городских поселений и враждебно обособлялись от торгово-ремесленной округи. По мере усиления самого торгово-ремесленного поселения, соборы начинают появляться и непосредственно на его территории, поскольку развитие крупного средневекового города просто не мыслилось без собора.

Третьим важнейшим элементом города в средние века являлся рынок. Его место также не было постоянным на протяжении всего периода существования города. Так, на начальном этапе существования города, рынок собирался преимущественно вдоль главной (а зачастую и единственной) улицы. В городах классического Средневековья для него выделяется четко определенный отрезок на главной улице. С течением времени там возникает специально предназначенное под рынок расширенное место в виде прямоугольника. На позднем этапе прямоугольные рынки окончательно обособились от главной улицы и переместились в центр города, на пересечение главных путей.

Начиная с XIII в., прежде всего в городах к востоку от Эльбы, в зависимость от рынка ставится и планировка самого города: строясь от центральной прямоугольной площади, на которой располагался рынок, весь город зачастую принимал соответствующую форму. Но прямоугольность поселения могла объясняться также и такими факторами, как, например, возникновение города вдоль уже существующей дороги. Параллельно этой главной улице возникали другие, перпендикулярно пересекавшиеся третьими, что и приводило к "прямоугольной" форме города.

Страницы: 1 2 3 4 5

Лжедмитрий I
Монах Григорий Отрепьев бежал из московского Чудова монастыря в Польшу и стал там выдавать себя за чудом спасшегося сына Ивана Грозного Дмитрия. В историю он вошел под именем Лжедмитрия I (народное прозвище – «Расстрига»). Отрепьев искал заграницей военную помощь, чтобы вернуть себе его «законный» русский престол. Получив такую помощь о ...

Развитие транспортной системы. Железнодорожное строительство
Наиболее заметным явлением в развитии транспортной системы России стало бурное строительство железных дорог. Так, в 1860 г. в стране имелось только 1,5 тыс. верст железных дорог, в 1871 г. - 10 тыс., а уже в 1881 г. - 21 тыс. верст. Железнодорожное строительство стимулировало развитие сельского хозяйства и промышленности (металлургия, м ...

Внутриполитическая борьба в 1920-30е годы. Утверждение авторитарного режима
Болезнь Ленина, надолго отрывавшая его от руководства партией и государством, поставила вопрос о его преемнике. Начинается внутрипартийная борьба за власть, главными оппонентами в которой выступают Л.Д.Троцкий и И.В.Сталин. Остальные видные деятели (Зиновьев, Каменев, Рыков, Бухарин и Пятаков) играют подчинённые роли. Смерть Ленина, по ...