Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 - 1941 гг.
Страница 8

Исторические материалы » Создание внутренних войск и их деятельность в 1917–1941 гг. » Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 - 1941 гг.

В связи с упразднением в 1930 г. республиканских наркоматов внутренних дел места заключения были переданы в ведение народных комиссариатов юстиции союзных республик. 2 сентября 1930 г постановлением ЦИК и СНК СССР конвойная стража была переименована конвойные войска СССР, а ее Центральное управление в Центральное управление конвойных войск СССР. 23 июня 1932 г. в соответствии с Положением о военизированной охране на нее возлагалась охрана исправительно-трудовых лагерей. Военизированные подразделения выполняли задачи по охране заключенных как в местах содержания, так и на работах, охране территории, учреждений и складов лагерей, ликвидации беспорядков заключенных, их розыску. В отличие от военизированной охраны войсковые конвои в соответствии с Положением о конвойных войсках (приказ НКВД СССР от 20 ноября 1939 г.) выполняли задачи по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, осуществляли наружную охрану отдельных тюрем (остальные находились под надзором этих учреждений). В этом Положении предусматривались задачи на военное время, связанные с конвоированием и охраной военнопленных. В предвоенные годы под охраной войск находилось 135 объектов. Они обслуживали 156 судебных учреждений, несли службу на 176 железнодорожных маршрутах. На 1 января 1940 г. штатная численность конвойных войск составляла 34295 чел (одна дивизия, девять бригад, два отдельных полка и две школы младшего командного состава). В период войны с Финляндией конвойные войска НКВД получит задачу на охрану военнопленных. В ожидании их значительного количества (до 20 тыс. чел.) Наркоматом был создан ряд лагерей, но в плену оказалось лишь немногим более одном тысячи финских солдат, другую часть этих лагерей заполнили доставленными из Финляндии советскими военнопленными, которых насчитывалось более 5 тыс. человек. Их

конвоирование осуществляли конвои войск НКВД Наркомата внутренних дел.

В Польше войска Красной Армии взяли в плен более 230 тыс. солдат и офицеров польской армии. Часть из них, 42,4 тыс. уроженцев западных районов Украины и Белоруссии, была освобождена. Других военнопленных по решению властей под конвоем направили в 138 приемных пунктов и спецлагерей, находившихся в ведении учрежденного 19 сентября 1939 г. Управления НКВД по делам военнопленных. Весной 1940 г. несколько лагерей, в которых содержалось около 9 тыс. польских офицеров по приказанию высших органов власти было ликвидировано, а офицеры отконвоированы караулами 136-го отдельного конвойного батальона и 226-го полка в Катынский лес под Смоленском и там расстреляны.

В публикациях последних лет указывается, что охрану лагерей и колонии в 30-50-е годы осуществляли внутренние войска и что они должны взять на себя всю ответственность за насилие гулаговской системы. На самом деле после установления советской власти в 1917 г. и до конца 50-х годов, т.е. в период наиболее крайних проявлений командно-административной системы, охрану лагерей и колоний осуществляли подразделения военизированной охраны, которые носили одинаковую форму для всей системы НКВД-МВД.

В мирное время на внутренние войска возлагались задачи по обеспечению государственной и общественной беэопасности, охране социалистической собственности, общественного порядка. В соответствии с мобилизационными планами к указанным задачам в военное время добавлялась охрана прифронтовой полосы, коммуникаций и тыловых районов. При этом не исключалось, что в военный период внутренние войска могут привлекаться для борьбы с бандитизмом и дезертирством, а также агентурой противника, его диверсионно-разведывательными группами. По своему вооружению и техническому оснащению внутренние войска не предназначались для ведения длительных боевых действий с крупными силами противника и самостоятельной обороны отдельных районов и боевых рубежей. С учетом выполняемых ими задач вырабатывались мобилизационные мероприятия, планировалась и доводилась служебно-боевая подготовка. Существенные изменения в системе обучения и воспитательной работе в войсках НКВД произошли после подведения итогов действий частей указанного ведомства (8 полков) в охране тыла армий Северо-Западного фронта в период советско-финской войны. За успешное выполнение служебно-боевых задач 4-й, 5-й, 6-й полки войск Наркомата внутренних дел были награждены орденами Красного Знамени, 1883 бойца и командира удостоены орденов и медалей СССР. Звание Героя Советского Союза было присвоено старшему лейтенанту А.Г. Лужецкому, старшему лейтенанту И.М. Кобзуну, красноармейцу Г.В. Кузякину. Опыт деятельности пограничных и внутренних войск по охране тыла Северо-Западного фронта в 1939-1940 гг. имел принципиальное значение. В последующем он был широко использован в годы Великой Отечественной войны. Приказы и директивы наркома внутренних дел тех лет указывали на повышение требований к боевой подготовке войск. Оперативным частям ставились задачи: подготовка к ведению наступательного боя, уничтожение банд в лесу, горах, отдельных домах, оборона зданий и переправ, действия в засаде и заслоне. Как видно, от войск впервые требовалось выполнение не только служебно-боевых задач в тылу, но и ведение наступательного боя. Постановка этой задачи не отвечала предназначению войск, степени их вооруженности и технической оснащенности. Накануне войны в приграничных военных округах число оперативных полков было увеличено до 12, на их базе проходило формирование 3 стрелковых дивизий НКВД. Наращивание сил, повышение уровня подготовки сочеталось с укреплением воинской дисциплины, порядка и организованности. Усиливалась ответственность военнослужащих за самовольную отлучку и дезертирство. Эти и другие требования были изложены в новом Дисциплинарном уставе Красной Армии, положения которого в полном объеме распространялись и на войска НКВД. В целях повышения авторитета командного и политического состава в 1940 г были введены знаки различия младшего, среднего и старшего командного состава.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9

Роль Петровских преобразований в строительстве "регулярного государства"
Хотя проводимые Петром I реформы государственного управления не отличались систематичностью и строгой последовательностью, при внимательном их рассмотрении нетрудно заметить две задачи, которые оставались для него всегда приоритетными и неоспоримыми, а именно[1]: 1) унификация органов государственного управления и всей системы администр ...

Политический кризис Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой
Причины разделов РП заключались, прежде всего, во внутриполитическом положении самой страны. Оно характеризовалось как политический кризис или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI в. действовало право «либерум вето». Согласно ему, если хотя ...

Заключение.
Понадобилось почти столетие, чтобы борьба черных американцев за свои гражданские права увенчалась фактическим, реальным успехом. Это произошло не только под воздействием их собственной борьбы, принимавшей подчас насильственные формы, но также и вследствие эволюции всего американского общества по пути признания общечеловеческих ценностей ...