Внутри нашей страны тогда не было открытой негативной реакции. Протестовали только диссиденты, в частности Андрей Сахаров. Они выступали в средствах массовой информации Запада, которые не были доступны советским людям, и практически никакого влияния на настроения внутри СССР не оказали.
Бросается в глаза, что когда в декабре 1994 г. началась война в Чечне, она вызвала протест населения, что отразилось в средствах массовой информации. Открыто протестовали и многие крупные военные: Борис Громов (с июня 1987 г. по февраль 1989 г. командующий 40-й армией, депутат Госдумы от фракции "Российские регионы"), Эдуард Воробьев (депутат Госдумы, проходил по списку "Демократический выбор России"), Георгий Кондратьев (с апреля 1986 по февраль 1988 г. первый заместитель командующего 40-й армией, депутат Госдумы), а также депутаты Государственной думы. Но большого влияния на наше руководство это не оказало, и война была продолжена.
Администрация Р. Рейгана по стратегическим соображениям постоянно затягивала пребывание советских войск в Афганистане. Американцы блокировали переговоры об урегулировании и предпринимали определенные шаги для того, чтобы мы там подольше остались.
Но в то же время следует признать, что за время пребывания советских войск в Афганистане нам удалось создать дееспособный режим, который после вывода войск продержался на собственных ногах более трех лет. И кто знает, как бы развивались события, если бы в конце 1991 г. между Советским Союзом и Соединенными Штатами не было достигнуто соглашение об одновременном прекращении с 1 января 1992 г. оказания помощи, поставок режиму Наджибуллы и оппозиционным силам.
Что можно сказать об этом шаге? Он означал лишь то, что советские руководители отдали Наджибуллу на растерзание оппозиции. К тому моменту американская помощь моджахедам не являлась определяющей, так как основные поставки и финансовая помощь шли от Саудовской Аравии, Пакистана, Ирана, Кувейта и Египта. А правительство Наджибуллы получало ее только от Советского Союза. И прекращение этой помощи означало крах его режима. Наджибулла не стал, да и не мог воевать в одиночку против такой армады.
Демократы с легкостью расставались тогда с друзьями России, искали союзников среди вчерашних противников, наивно (или притворно наивно) полагая, что их подвигало на борьбу с Советским Союзом неприятие коммунистических идей. Воевали же они не с коммунизмом, а с Россией.
Ситуация, которая сложилась сейчас в Средней Азии, - во многом результат последствий войны в Афганистане, ее отголоски. Она дестабилизирует обстановку в Средневосточном регионе. Зона этой дестабилизации все расширяется. Становятся зримыми очертания угроз суверенитету среднеазиатских государств, прежде всего Таджикистана и Афганистана. Первой жертвой афганского конфликта явился Таджикистан, где была развязана гражданская война, и последствия ее самые ужасные. Таджикистан понес большие жертвы, а Россия в нынешнем состоянии не может оказать ему необходимую помощь. В перспективе в подобном положении может оказаться Узбекистан. Сложившееся в Средней Азии в целом положение - во многом результат недальновидных действий прежнего руководства Советского Союза. Пытаясь предотвратить развитие исламского джихада, его распространение на Среднюю Азию, оно, напротив, способствовало появлению идеи джихада в Средней Азии. К косвенным последствиям афганской войны можно отнести те межнациональные и религиозные вооруженные конфликты, которые возникли на территории бывшего СССР в последние годы - в Фергане, Оше, армяно-азербайджанский, грузино-осетинский, грузино-абхазский, российско-чеченский и др. Наиболее кровопролитной была война в Чечне. Хорошо, что она быстро окончилась, хотя и с негативными для федерального Центра результатами.