Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Страница 1

Исторические материалы » Восточные славяне » Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

В отличие от других племен, расселившихся в период великого переселения народов на территории государственных образований и под воздействием их общественно-социальных, материальных и духовных традиций в короткий исторический срок создавших свою раннюю средневековую государственность, общественный строй восточных славян имел устойчивые традиции родоплеменного общества праславянского периода, выдержавшие испытания гунно-аварскими нашествиями, и, учитывая отдаленность и обособленность от основных центров цивилизации, развивался до стадии образования ранней государственности в более продолжительный исторический срок и, в большей степени, с учетом внутренних особенностей.

Особенности земледелия восточных славян.

Основой экономики восточных славян являлось земледелие, в южных, лесостепных районах – пашенное земледелие. Как показывает лексика праславянского языка, славяне были земледельцами еще на своей прародине. Не случайно зерновые культуры в славянских языках обозначались словом “жито” - жизнь. Состав зерновых культур был неодинаков: в лесостепном Днепровском Правобережье доминировала пшеница, в Левобережье – просо, в лесной зоне – преимущественно рожь, культивирование которой отличало еще праславян от древних германцев, возделывавших преимущественно ячмень. Этим славяне отличались и от некоторых других этнических общностей Восточной Европы.

Земледелие дополнялось животноводством. Первое место в составе стада домашних животных принадлежало крупному рогатому скоту. Немаловажную роль играли промыслы пушнины и бортничество.

Значение VIII-IX вв. в истории Восточной Европы заключается в том, что именно в это время земледелие стало главной, господствующей отраслью хозяйства, по сравнению с которой скотоводство, охота, рыболовство и бортничество имели меньшее значение. В это же время установились формы собственности: общинная – на возделываемые земли, пашни, сенокосы, пастбища, и общеплеменная - леса с природными богатствами, охотничьи угодья, места рыбных ловов и т.п.

С природно-климатическими условиями тесно связаны системы земледелия восточных славян. В лесостепных районах господствовал перелог как средство очистки пашни от сорняков, а обработка пашни могла продолжаться в течение ряда лет. С истощением почвы переходили (перекладывались) на новые участки. На севере, в лесной зоне, наряду с перелогом использовалась подсечно-огневая система земледелия. В первый год деревья подрубали. На следующий год высохшие деревья сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Обе системы земледелия следует охарактеризовать как экстенсивные и приносившие в итоге достаточно скромный урожай.

В эти же века наметился переход к примитивному двухполью с озимым и яровым полем. Но и при переходе к двухполью земледельцам приходилось через некоторый срок забрасывать свои наделы и переходить на новые неистощенные участки земли.

Следует отметить, что климатические условия Восточной Европы гораздо менее благоприятны для развития земледелия, чем в других частях Европы. Кроме того, земледелец сталкивался здесь с низким плодородием подзолистых почв. Воздействие этих факторов приводило к тому, что, несмотря на все усилия земледельца, урожайность зерновых в среднем даже в XVIII в. оставалась крайне низкой – сам-3, а при неблагоприятных условиях – сам-2. Все это делало отдельное хозяйство материально малоустойчивым и требовало постоянного взаимодействия с соседями.

Это делало объединение соседей – соседскую общину - у восточных славян, во многом аналогичную общинам других европейских народов, особенно прочной, а общинную собственность на возделываемую землю – особенно устойчивой к притязанием на нее княжеской власти или возвышающейся родовой знати.

Развитие ремесленной деятельности, торговли, градостроительства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Направления народничества. Революционное направление
Основные теоретические направления революционного народничества. В народничестве складывались и развивались различные направления, имевшие общую цель борьбы - социализм, и признававшие необходимость революции для достижения этой цели. Свои идейные особенности имело каждое из них. Ведущим теоретиком пропагандистского направления революц ...

Айтеке би и «Жеты жаргы»
Уже в двадцатилетнем возрасте Айтеке стал известным бием, популярным судьей – посредником. В народной памяти зафиксировалась выразительная простота, подлинная философичность его речей и решений. Если Казыбек бия называли «звонкоголосым», упоминая имя Айтеке би, на первый план выдвигали отточеность рассуждений, сравнивая его изречения с ...

Собаководство в послевоенное время
Окончилась война. Страна начала залечивать раны, нанесённые войной. Вернулись люди с фронтов. В области служебного собаководства в послевоенные годы ситуация была несколько более благоприятной, чем в охотничьем ведомстве. Развитие кинологических исследований продолжалось — генерал Г. П. Медведев, возглавлявший работы по использованию с ...