Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Страница 5

Исторические материалы » Восточные славяне » Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

Дружинное сословие.

Зарождение военной дружины относится к праславянскому периоду. Но это были дружины, формируемые для выполнения определенных заданий, их еще нельзя причислить к профессиональным образованиям. Начало становления древнерусского дружинного сословия определяется IX в., а наибольшая активность приходится на X в. Основными памятниками изучения военной дружины на Руси являются курганные некрополи IX – начала XI вв., в которых преимущественно по языческому обряду хоронились как рядовые воины, так и представители знати. Такие могильники связаны с торговыми путями и зарождающимися ранними городами (Киев, Чернигов, Гнездово-Смоленск) или торгово-ремесленными поселениями. В Суздальском ополье и юго-восточном Приладожье дружинные курганы разбросаны по разным могильникам, оставленных местным в своей основе земледельческим населением.

Анализ археологического материала показывает, что зародившиеся в IX в. дружинное сословие объединило разные по происхождению этнические компоненты: выходцев из разных племенных образований восточных славян и славянских переселенцев из Дунайского региона, представителей разных финских, балтских, тюркских (на юге, возможно, и ираноязычных) племен, а также выходцев из Скандинавии - варягов русских летописей. Древнерусская дружинная культура всюду формировалась на полиэтничной основе. Имевшие место в IX в. характерные этнические признаки в погребальном обряде к середине X в. превращаются в социальные, как принадлежащие дружинному сословию, не зависящие от племенного происхождения погребенных. Параллельно протекал процесс смешения разноэтничных признаков и в обрядности, и в погребальных инвентарях. Древнерусское дружинное сословие в X в. создало собственную единообразную культуру, во многом отличную от культур земледельческого населения Руси.

Древнерусская дружина была первым крупным надплеменным образованием, сформировавшимся из разноэтничного населения. Формирование единой дружинной культуры стало мощным консолидирующим явлением в постепенном создании общности культуры и языка. Прослужив по несколько лет в единой культурной среде, дружинники из полян, словен, кривичей, чуди или мери становились русами.

Великокняжеская дружина в X – первой половине XI вв. активно включалась в различные общественно-социальные системы, создавая структуру государственного управления и заменяя великокняжеской администрацией прежние органы самоуправления племенных княжений. Дружина участвовала в сборах подати и осуществляла местную судебную власть. Все это сыграло активную роль в интеграционных процессах в условиях становления древнерусской народности.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Борьба за победу Советской власти в национальных районах
Советская власть в национальных районах победила не сразу. Большинство этих районов (например, Средняя Азия, Казахстан, Закавказье) были экономически крайне отсталыми, со слаборазвитой промышленностью и малочисленным пролетариатом. Подавляющая масса трудящихся здесь являлась неграмотной. Сильным влиянием среди населения пользовались дух ...

Внутренний и сословный слой ВКЛ. Церковно – религиозные отношения в ВКЛ
Первоначально ВКЛ представляло собой – своеобразную федерацию. Однако Витовт делает первые шаги централизации государства. В начале XV в. были образованы первые воеводства. Во главе стояли воеводы. К концу XVI в. ВКЛ была поделена на 13 воеводств, которые делились на поветы. К концу XVI в. ВКЛ являлось централизованным государством. Сна ...

Внутренняя политика в период царствования ЕкатериныII.
В правлении Екатерины Алексеевны особенно ярко проявились черты «просвещенного абсолютизма». Политика «просвещенного абсолютизма» имела целью проведении властями реформ, направленных на устранение наиболее устаревших средневековых порядков при сохранении в целом привилегий дворянства. Стремясь предотвратить крестьянские волнения, правит ...