Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Страница 4

Исторические материалы » Восточные славяне » Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах, проводимых вблизи религиозного центра наиболее почитаемого языческого культа. Во главе племенных союзов стояли князья и родовая верхушка – старейшины, «нарочитые люди», «лучшие мужи». Так, раннесредневековый историк Иордан сообщает о князе антов Боже (Бусе, упомянутом в «Слове о полку Игоревым») и 70 старейшинах, казненных остготским вождем. Уже на исторической прародине у славян существовал постоянный военный предводитель – князь. Первоначально князь избирался на народном собрании. В последующие времена княжение передавалось по родству. Летописи сообщают, что легендарный «Кий княжил в роде своем», также о том, что свои княжения были не только у полян, но и у древлян, дреговичей, полочан и у словен в Новгороде.

При особенностях ведения земледелия восточными славянами, заключающимися в периодических переходах на новые неистощенные участки земли, неизбежно должны были возникать столкновения между отдельными племенами из-за тех или иных территорий. Неосвоенной земли было еще много, но проблема была в обладании землями лучшего качества и наиболее удобно расположенными. Возникающие и все более часто повторяющие межплеменные конфликтные ситуации народное собрание – вечевой сход – разрешить по справедливости и общему удовлетворению из-за своей родовой ангажированности не могло и отдавало на разрешение и суд («наряд») князю. (В связи с этим, весьма примечательно летописное сказание о призвании варягов). Таким образом, на князя возлагались не только военные, но и административно-судебные функции.

В противостоянии и взаимодействии двух центров власти, князя и народного собрания – вечевого схода, в котором все большую, по мере своего обогащения и возвышения, роль приобретала родовая знать, происходило развитие общественного строя родоплеменного общества и формирование ранней государственности восточных славян.

Основой военной организации восточных славян было всеобщее ополчение, состоящее из отрядов, сформированных по родоплеменному признаку и возглавляемых военными вождями племен и родов – князьями и «лучшими мужами», витязями. В дальние военные походы и, при необходимости, в других случаях формировалась племенная дружина – «полк», «тысяча», разделенная на «сотни». Во главе их стояли военные вожди - князья, воеводы, тысяцкие, сотские.

Постоянной военной организацией являлась дружина, которая формируется вокруг князя и становится его надежной опорой не только в военных походах, но и в решении административно-судебных и налоговых податных функций. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и купцы - доверенные лица князя, и княжеские управители, и младшую, жившую при князе и обслуживающие его двор и хозяйство; отсюда древнерусское названия дружинников - огнищане (от огнища, очага) или гриди (гридница - помещение для размещения и питания дружинников).

Дружина - принципиально новое для родоплеменного общества явление – представляла собой сообщество людей самой разной родовой принадлежности, которых объединяла и являлась основой жизни взаимная клятва верности с их главой – князем. Дружинникам, занимавшихся войной и живших для войны, доставалась добыча и пленные во время войн. Кроме того, дружинники по поручению князя собирали дань, за сбор которой имели определенную долю дани. Сбор дани назвался полюдьем, проводимым с октября по апрель. Для содержания дружинников в остальное время использовались изымаемые из собственности племен охотничьи угодья и места рыбных ловов. Таким образом, дружина становилась коллективным с князем собственником природных богатств (пушнина, мед и воск диких пчел), взимаемых в виде дани, и отторгнутой из общеплеменной собственности земли (охотничьи угодья, места рыбных ловов). Коллективная собственность подразумевает и коллективную форму управления. Древнерусские летописи полны свидетельств о советах князя с дружиной. Древнерусская дружина могла сказать своему князю: «Ты, князь, без нас, сам по себе, удумал, без нас, сам по себе, иди».

Страницы: 1 2 3 4 5

Учение о доходах и капитале
Анализ понятия естественной цены приводит Смита к выделению в ней трёх основных частей: заработной платы, прибыли и ренты, каждая из которых представляет собой чей-то доход. Заработная плата является доходом наемных рабочих, прибыль — доходом капиталистов, рента — доходом землевладельцев. Соответственно, можно говорить о трех основных к ...

Анализ причин распада СССР
В 1991 году был завершён процесс распада Советского Союза. Существуют две принципиально разные точки зрения на причины распада СССР. Приверженцы первой из них считают, что распад СССР был неизбежным следствием демократических преобразований, а некоторые даже утверждают, что распад СССР был неизбежен. Представители другой точки зрения у ...

Смена республики империей.
С увеличение рабства, недовольство в среде народов населявших римскую империю росло, и I в. до н.э. произошедшие войны неполноправных италиков против Рима и восстания рабов, наиболее известное восстание рабов под предводительством Спартака (74 – 71 гг. до н.э.), потрясли всю Италию. «Все завершилось установлением в Риме в 30 г. до н.э. ...