Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян
Страница 3

Исторические материалы » Восточные славяне » Особенности общественного строя, материальной и духовной культуры восточных славян

Протогорода, основу населения которых составляли представители того племени, на территории они возникли, с момента их основания оказывались пестрыми в этническом отношении. Так, среди жителей Ладоги с ранней поры археологически документируются словени ильменские, кривичи, варяги, местная чудь и балты. Протогородское население, слабо связанное с местными племенными традициями, стало мощной движущей силой в создании и распространении единой материальной и духовной культуры на всей территории Руси, в нивелировке племенного разнообразия, в интеграции восточнославянской этноязыковой общности.

Неоднородными по этнической структуре стали и древнерусские города. Начало процесса градообразования на Руси определяется IX-XI вв. Древнейшие города на Руси выросли в основном из племенных центров славян или финно-угорского и балтского населения, территории которого вошли состав древнерусского государства. Многолетними исследованиями в Киеве установлено, что древнейшее городище на Старокиевской горе (городок Кия) возникло в конце V – начале VI вв. Это укрепленное поселение стало, по-видимому, племенным и культовым центром. В IX-X вв. оно делается детинцем, в котором находились княжеский двор, городская (вечевая) площадь и жилищные и хозяйственные постройки. На Замковой горе, Детинке, Киселевке, Щеквицы, Лысой горе возникают посады. В IX-XI вв. Киев, по всей вероятности, представлял агломерацию поселений торгово-ремесленного характера.

В IX-X вв. племенной центр – городище с административно-хозяйственными постройками и вечевой площадью, стоящее на магистральных водных путях или вблизи святилищ наиболее почитаемых языческих культов, вокруг которого концентрировались ремесленно-земледельческие поселения, трансформировавшиеся в посад. К примеру, Новгород, Псков, Ростов, Муром, Смоленск, Полоцк, Чернигов. С ростом числа городов и в связи с их бурным развитием вырастает новая общественная сила – горожане. Городское население стало новообразованием, сформировавшимся из представителей разных славянских и неславянских племенных групп, в котором довольно быстро стирались прежние региональные различия.

В X-XI вв. формируется характерная для древнерусских городов социально-топографическая структура: княжеско-дружинный детинец и примыкающий к нему ремесленно-торговый посад (окольный город). В городах создавалась каменная архитектура, развивались связанные с ней производства строительных материалов. Города импульсировали развитие общевосточнославянского домостроительства и фортификационного дела.

Крупные древнерусские города явились создателями и распространителями единой древнерусской культуры. С принятием христианства города стали центрами просвещения и грамотности. В городах составлялись грамоты, акты, уставы, велась деловая переписка, в крупных городах зародилось общерусское летописание. Анализ памятников письменности X-XI вв., созданных в Киеве, не выявил ярких диалектных особенностей, что позволяет предположить о сложении такого наречия (диалектного койне), которое утратило или сгладило диалектные черты, присущие разным местностям Древней Руси. Города оказывали существенное влияние на сельскую округу, постепенно элементы городской культуры проникали в среду земледельческого населения. Все это не могло не способствовать культурному и языковому сближению восточных славян.

Особенности общественного строя восточных славян.

Племенные образования восточных славян VIII-IX вв. вернее было бы назвать племенными союзами - объединениями ряда родственных племен, форму организации общества, которая возникла на последнем этапе разложения родоплеменного строя.

Племенные союзы включали в себя некоторое количество отдельных племен, имена которых уже были неизвестны составителям первых русских летописей. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из нескольких родов или соседских общин (мир, вервь – от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах).

Страницы: 1 2 3 4 5

«Эпоха дворцовых переворотов»
С 1725 по 1726 год в стране произошло восемь переворотов, каждый из которых возводил на престол нового государя, после чего, как правило, происходила смена персонального состава правящей верхушки. Всякий раз смена власти сопровождалась смутами, волнениями, арестами, ссылками. В 1722 году Пётр издал указ, по которому государь получал пр ...

Феодальные замки XII-XV столетия
Система взаимосвязей в феодальной верхушке базировалась на вассальной зависимости. Чтобы отметить своего выдающегося дружинника за верную службу, король дарит ему замок или даже целую доминию (феодальное владение) вместе с населением, которое там проживало и делает его своим вассалом. Это не только привязывало феодала к королю, но и нак ...

Сельское хозяйство и промыслы
Славяне, колонизовавшие район среднего течения Оки, уже имели некоторые земледельческие навыки. Они в первую очередь занимали плодородные, преимущественно черноземные земли. Пашенное земледелие на плодородной Рязанской земле давало возможность получать в изобилии хлеб не только для потребления, но и для вывоза в Новгородскую землю. В ...