Камбоджа к началу Нового времени
Страница 1

Исторические материалы » Камбоджа в XVI-XIX вв. » Камбоджа к началу Нового времени

К началу XVI в. Камбоджа представляла собой монархическое государство с господством буддистской религии (в форме хинаяны). Верховным собственником земли являлся монарх (сдать). В Камбодже власть и личность монарха, а также его родственников обожествлялась. К монарху обращение включало титул «Преах» (Священный). Правящая верхушка состояла из чиновничества, родственников сдатя и руководства буддистской монашеской общины — сангхи. Камбоджа в административном отношении была разделена на провинции. Города не имели самоуправления, а управлялись специально назначенными королем чиновниками. В них жили ремесленники, чиновники, военнослужащие, купцы, а также слуги. Столицей и главным экономическим и культурным центром являлся Пномпень. Крестьянство, жившее в сельской местности и составлявшее основную часть населения, выращивало рис, занималось животноводством и рыбным промыслом. Важное место в хозяйственной жизни принадлежало ирригационному строительству. Крестьяне были лично свободны, земельные участки за ними закреплялись при условии их обязательной обработки.

В начале XVI в. Камбоджа была сравнительно развитой, по азиатским меркам, страной с сильными вооруженными как сухопутными, так и морскими силами. Страна экспортировала рис высокого качества, рыбу, слоновьи бивни, золото, а ввозила ткани, пряности, ртуть и др. товары.

К началу XVI в. развивается процесс ослабления камбоджийского государства, связанный прежде всего с междоусобной борьбой внутри кхмерской элиты. В результате этого в стране вспыхнуло народное восстание во главе с бывшим крепостным Най Каном. Повстанцы сумели захватить Пномпень, король бежал. В 1502 г. им удалось захватить его в плен и казнить. Однако младший брат короля, Анг Тян, сумел организовать отпор повстанцам, получив поддержку из соседней Аютии. В результате Камбоджа на некоторое время оказалась разделена между сторонниками Анг Тяна и Най Тяна. Вскоре Анг Тян сумел победить своего главного противника, подавить восстание, а его зачинщика казнить. После этого, начиная с 1510 г., Анг Тян стал успешно воевать с Аютией, и в решающем сражении возле Ангкора тайские войска потерпели поражение от кхмеров, после чего эта местность получила название «Сиемреап» (разгром сиамцев).

В 1531 г. кхмеры вошли на территорию Аютии, захватив и разрушив одну из ее провинций — Прачин. После этого Анг Тян усилил свои позиции внутри Камбоджи. В 1549 г. кхмеры вновь вторглись в Аютию, пытаясь закрепить свой успех. В 1556 г. на престоле утвердился сын Анг Тяма Баром Реа-теа. Он предпринял неудачную попытку переноса столицы. Ему все же удалось вернуть под камбоджийскую юрисдикцию захваченный ранее Сиамом Корат.

Помимо Аютии, кхмеры воевали с лаосскими правителями, сумев их ослабить. В 1556 г. Аютия вынуждена была возвратить Камбодже Чантабун. Таким образом, Камбоджа была восстановлена в границах XIV в. Походы против Аютии были продолжены и при преемнике Барон Реатеа Сатхе I.

Первые христианские миссионеры появились в Камбодже в середине XVI в. Им было дано разрешение проповедовать, но реальных результатов это не дало — население в основной своей массе не восприняло католичества. Вскоре миссионеры покинули страну.

Во второй половине XVI в. продолжался экономический подъем в камбоджийских землях. Верховным собственником земли являлся монарх, власть которого не была ничем ограничена, сословных наследственных привилегий не существовало.

В сельской местности строились и реконструировались ирригационные сооружения за счет использования труда крестьян. Крестьяне выращивали большое количество риса, они имели право на землю только при условии ее обработки. Эта система просуществовала на территории Камбоджи вплоть до XIX в.

Страницы: 1 2

Создание политических партий и движений
В марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали много­численные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стиму­лом возникновения новых партий и движений. Видное место среди них занимали организации демократической ориентации—Крестьян­ская, Агра ...

Послевоенное устройство мира
Берлинский кризис нельзя рассматривать в отрыве от предшествующих ему событий, только как блокаду Берлина в 1948 году. Он явился результатом целой цепи событий, повлекших данное развертывание действий советской стороны. Начало противостоянию Запада и СССР положила еще Парижская мирная конференция, которая продолжилась в плане Маршалла. ...

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...