Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны
Страница 2

Исторические материалы » Власть и общество в годы Великой Отечественной войны » Деятельность Советского государства и общественных организаций в условиях войны

Говоря о Государственном Комитете Обороны, следует подчеркнуть, что подобная форма организации власти уже существовала в Советском государстве. Своеобразным про­образом ГКО являлся созданный еще в годы Гражданской войны и иностранной интервенции Совет Рабочей и Крестьянской Обороны.

Однако чрезвычайные органы власти в годы Граждан­ской войны и Великой Отечественной войны существенно различались. Главной особенностью Совета Рабочей и Крес­тьянской Обороны было то, что он не подменял собой партийные, правительственные и военные органы. Принципиальные вопросы ведения вооруженной войны рассматри­вались в то же время на Политбюро и Оргбюро ЦК, на заседаниях Совнаркома.

В годы Великой Отечественной войны никаких плену­мов, а тем более съездов партии не проводилось, все кар­динальные вопросы решались Государственным Комитетом Обороны (ГКО).

Оперативные вопросы, как правило, рассматривались единолично его председателем или отдельными членами. Характерным в работе ГКО было и то, что даже важней­шие проблемы государственной жизни и военного строительства зачастую решались опросным порядком. Такой под­ход нередко приводил к субъективизму, однако в сложив­шейся ситуации оказывался неизбежным. Известно, что в период войны Сталин занимал ряд важнейших партийных, государственных и военных постов. Он являлся Генераль­ным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем Совета Народ­ных Комиссаров СССР, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами и наркомом обороны СССР, возглав­лял Ставку Верховного Главнокомандования.

В чрезвычайных условиях войны результатом строгой централизации было оперативное и конкретное решение практических вопросов. Ежедневно они возникали десятка­ми, сотнями, требовали согласования и уточнения. О масш­табах деятельности ГКО можно судить хотя бы по тому, что за время существования (с 30 июня 1941 г. по 4 сентября 1945 г.) он принял около 10 тыс. постановлений и решений. Около 2/3 из них тем или иным образом относились к эко­номике и организации военного производства.

Постановления и распоряжения ГКО имели силу закона военного времени и подлежали беспрекословному выполне­нию. Государственный Комитет Обороны непосредственно руководил созданием военной экономики, ее развитием, укреплением Вооруженных Сил, координировал потребнос­ти действующих армий, флота с возможностями промышленности. Это способствовало наиболее полному и целесо­образному использованию военной промышленности в инте­ресах победы. Для оперативного решения вопросов при ГКО создавались специальные комитеты, образовывались комис­сии.

Образование ГКО и Ставки внесло соответствующие изменения в сложившуюся в мирных условиях практику работы партийных и советских органов. Из подчинения Сов­наркома выделялось все, что было непосредственно связа­но с ведением войны: военная экономика, и, прежде всего военное производство, укрепление и снабжение Вооружен­ных Сил и, наконец, руководство военными действиями. В ведение ГКО и Ставки перешли наркоматы обороны, во­енно-морского флота, наркоматы оборонной промышленно­сти и многие другие ведомства и управления, имевшие непосредственное отношение к ведению войны. В этих усло­виях Совнарком сосредоточивает свое внимание на тех отраслях, которые не были непосредственно связаны с во­енным производством, в частности на руководстве сельско­хозяйственным производством.

Чрезвычайная форма партийного руководства вводилась и в Вооруженных Силах. Ею стал институт военных комис­саров. Одновременно с созданием института военных комис­саров ЦК партии реорганизовал армейские и флотские орга­ны политической пропаганды в политические отделы, кото­рые руководили как организационно-партийной, так и по­литико-массовой работой. С началом войны возросло значе­ние военных советов в войсках. В первые шесть месяцев было создано 10 военных советов фронтов, около 30 воен­ных советов армий. В их состав было введено большое чис­ло опытных работников, крупных партийных и государствен­ных деятелей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Военная реформа
По освобождении дворянства от обязанностей службы (1762 г.) воинская повинность легла всею тяжестью на низшие классы (богатые люди из городского класса имели легальную возможность от нее откупиться). Солдатская служба продолжалась 25 лет и была связана, помимо военных опасностей, с тягостями и невзгодами (включая непрерывную муштровку, ...

Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития
После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировалс ...

Тамплиеры
Тамплиеры (фр. templiers от «temple» — храм, «храмовники») или Нищенствующие рыцари Христа и Храма Соломона (лат. Templique Solomonici) — первый по времени основания (вторым орденом по времени преобразования в военно-монашеский орден стали «госпитальеры», однако, в качестве братства для помощи паломникам этот орден был основан ранее) и ...