Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.
Страница 2

Исторические материалы » Восточные славяне » Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.

Западноевропейские источники IX-X вв. четко разделяли этническую принадлежность: русы – это русы; норманны – это даны, свеоны и другие скандинавы; термин варяги в значении этнонима они не применяли, известно лишь, что в средние века дружины составлялись преимущественно из людей, носивших название wargus.

В византийских источниках первой половины X в. все прибывшие из Киевской Руси послы и купцы, доверенные лица русского князя, а также дружинники, поступающие на военную службу по договору Византии с Русью, назывались русами/росами независимо от их этнической принадлежности, также, как и все жители Византии, независимо от их этнической принадлежности, именовались ромеями или греками в древнерусских летописях. В то же время, византийцы, имея торговые и дипломатические контакты с купцами и послами, именовавшими себя русами, но говорившими, преимущественно, по-скандинавски, отмечали языковое различие русов и славян. Так, Константином Багрянородным указаны русские (скандинавского происхождения) и славянские наименования Днепровских порогов, а также отмечено наличие на Руси двух языков: русского и славянского. Кроме того, византийцев, а также восточных источников первой половины X в., удивляла присущая русам, но не свойственная славянам, практика торговли рабами. Славяне не обращали своих соплеменников в рабство; пленных в рабство не продавали, а освобождали за выкуп. Следовательно, в конце IX – первой половине X вв., при княжении Олега и Игоря, термин русь/русы имел в византийских источниках этно-социальный характер как принадлежность к княжескому роду и его окружению, имевших, преимущественно, скандинавское происхождение, в отличие от остального населения страны, сознающего свое славянское единство.

Образование Древнерусского государства.

Началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности – северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

В отличие от средневековых западноевропейских вассальных традиций в Киевской Руси сложилась коллективная форма государственного управления – киевского князя с его родом, его старшей и младшей дружиной, племенных князей и бояр. Именно такой состав правящей элиты указан в договоре с греками 911 г. Именно эти лица, коллективно и каждый в отдельности, гарантировали выполнение положений договора. Благодаря коллективной форме управления утверждалась и поддерживалась центральная власть киевского князя на обширнейшей территории раннесредневекового Древнерусского государства.

Условия вхождения племенных образований восточных славян в состав Киевской Руси были различны. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей»- наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Духовность
Многие исследователи творчества Рихтера отмечали, что Рихтер на своих концертах достигает огромной внутренней сосредоточенности, глубокой погружённости в процесс исполнения музыки. Он совершенно забывает про слушателей и целиком уходит в то состояние, которое передаёт произведение (можно вспомнить рассказ Г. Гульда о том, как он присутс ...

Реформы в области культуры и быта.
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения в быту и нравах, осуществляемых в плане европизации. Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа ...

Заключение.
Захватив власть в октябре 1917 года, партия РКП (б), являясь по сути своей радикальной, попыталась изменить не только материальную жизнь, но и сознание людей. Провозглашенные на первых порах цели и лозунги подняли популярность большевиков среди широких слоев населения, способствовали утверждению Советской власти. Однако, меры, предприня ...