Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.
Страница 2

Исторические материалы » Восточные славяне » Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.

Западноевропейские источники IX-X вв. четко разделяли этническую принадлежность: русы – это русы; норманны – это даны, свеоны и другие скандинавы; термин варяги в значении этнонима они не применяли, известно лишь, что в средние века дружины составлялись преимущественно из людей, носивших название wargus.

В византийских источниках первой половины X в. все прибывшие из Киевской Руси послы и купцы, доверенные лица русского князя, а также дружинники, поступающие на военную службу по договору Византии с Русью, назывались русами/росами независимо от их этнической принадлежности, также, как и все жители Византии, независимо от их этнической принадлежности, именовались ромеями или греками в древнерусских летописях. В то же время, византийцы, имея торговые и дипломатические контакты с купцами и послами, именовавшими себя русами, но говорившими, преимущественно, по-скандинавски, отмечали языковое различие русов и славян. Так, Константином Багрянородным указаны русские (скандинавского происхождения) и славянские наименования Днепровских порогов, а также отмечено наличие на Руси двух языков: русского и славянского. Кроме того, византийцев, а также восточных источников первой половины X в., удивляла присущая русам, но не свойственная славянам, практика торговли рабами. Славяне не обращали своих соплеменников в рабство; пленных в рабство не продавали, а освобождали за выкуп. Следовательно, в конце IX – первой половине X вв., при княжении Олега и Игоря, термин русь/русы имел в византийских источниках этно-социальный характер как принадлежность к княжескому роду и его окружению, имевших, преимущественно, скандинавское происхождение, в отличие от остального населения страны, сознающего свое славянское единство.

Образование Древнерусского государства.

Началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности – северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

В отличие от средневековых западноевропейских вассальных традиций в Киевской Руси сложилась коллективная форма государственного управления – киевского князя с его родом, его старшей и младшей дружиной, племенных князей и бояр. Именно такой состав правящей элиты указан в договоре с греками 911 г. Именно эти лица, коллективно и каждый в отдельности, гарантировали выполнение положений договора. Благодаря коллективной форме управления утверждалась и поддерживалась центральная власть киевского князя на обширнейшей территории раннесредневекового Древнерусского государства.

Условия вхождения племенных образований восточных славян в состав Киевской Руси были различны. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей»- наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Положение церкви в XVI-XVII веках
Как уже говорилось, духовенство, точнее церковь, поскольку юридически земля принадлежала патриархии, митрополичьим и архиерейским кафедрами монастырям, выступала как класс феодалов. Церкви принадлежало до 1/3 всех обработанных земель и феодально зависимых крестьян. Кроме того, монастыри вели обширную торговлю, занимались ростовщичеством ...

Внешняя политика Российского государства при Иване Грозном
Основными задачами внешней политики являлись: – на западе борьба за выход к Балтийскому морю, – на юго-востоке и востоке борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге защита страны от набегов крымского хана. Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угро ...

Камбоджа в середине XVII — второй половине XIX вв.
В середине XVII в. в Камбодже возник конфликт на религиозной почве между сторонниками ислама, во главе которых стоял находившийся в тот момент на престоле и принявший мусульманское вероисповедание Чан (1642-1659) и буддистами, предводительствовал которыми Преах Батом Реатеа. Буддистов поддерживали и вьетнамцы. Чан потерпел в этом против ...