Многие ученые занимались киммерийской проблемой, от античных путешественников и философов до наших современников. Например, Артамонов в своей книге «Киммерийцы и скифы», исследую и анализируя археологические и письменные источники, восстанавливает историю киммерийцев: происхождение, этническую принадлежность, переселение их в Переднюю Азию, возвращение в Северное Причерноморье. Автор гипотетически связывает достоверные факты истории Северного Причерноморья внутренней логикой исторического процесса и представляет предскифский период в совершенно новом и ярком свете, разъясняющем смысл и значение важных явлений прошлого нашей страны.
Книга «От киммерийцев до крымчаков» (И.Н. Храпунов, А.Г. Герцен) представляет собой ряд очерков о народах, населявших Крымский полуостров с древнейших времён до конца XVIII века. Авторы, преимущественно учёные Таврического национального университета им.Вернадского, в популярной форме рассказывают об истории этносов, проживавших и проживающих в Крыму. Книга предназначена для преподавателей, студентов, учащихся средних школ, всех интересующихся историей Крыма.
В книге «Киммерийцы» Тереножкина А.И рассматривается материальная культура киммерийцев: захоронения, оружие, бытовые вещи. Отдельные разделы посвящены киммерийскому искусству, их этническому происхождению и социальной организации.
Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на «цилиндрах» и «призмах» (т. н. «анналы»), где деяния царей Ассирии описаны в превосходных выражениях, а также переписка с агентами и запросы к астрологам и оракулам, где происходящие события трактованы ближе к истинному положению дел. Переписка велась клинописью на аккадском языке. К сожалению, многие глиняные таблички сильно повреждены. Данные, получены из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала .
Киммерийцев упоминают Гомер и Каллин.
В «Одиссее» Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии». О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии.
Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья.
Первая часть книги А.И.Иванчика «Киммерийцы и скифы» посвящена этой проблеме: выяснению того, какая археологическая реальность скрывается за сообщениями письменных источников о киммерийцах. Для ее решения приходится обращаться не только и даже не столько к материалу, происходящему из степей, которые были, судя по всему, коренной территорией обитания киммерийцев, но и прежде всего к районам Передней Азии. Эти области, служившие объектом военных набегов киммерийцев и, очевидно, достаточно маргинальные для их культуры, имеют, однако, то достоинство, что именно с ними связано подавляющее большинство письменных источников, упоминающих этот народ, и притом, источников наиболее достоверных. Поэтому именно эти районы имеют приоритетное значение при анализе проблем, требующих согласования данных письменных и археологических источников, а именно такой проблемой является вопрос об археологической культуре исторических киммерийцев.