Политика первого Лейбористского Правительства Тони Блэра (1997-2001).  Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов
Страница 7

Исторические материалы » Лейбористская партия в политической жизни Великобритании » Политика первого Лейбористского Правительства Тони Блэра (1997-2001).  Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов

Придя к власти Лейбористская партия сделала шаг в сторону признания на территории Великобритании народности Корниш, разговаривающих на языке бриттско-кельтской группы и пользующихся латинским алфавитом, компактно проживающим на полуострове Корнуолл. «В 1998 г. правительство Великобритании обратилось внимание на факт постепенного культурного и исторического размывания слоев, отражающих кельтское прошлое данного региона»[152]. 5 марта 2000 г. началась кампания по сбору подписей в поддержку идеи создания региональной ассамблеи Корнуолла. В июле 2000 г. местная левоцентристская партия «Мебьен Керноу» (в пер. с корниш – «Сыновья Корнуолл») обратилась через «Декларацию о Корнишской Ассамблеи» с призывом созвать Корнишский Конституционный Конвент с последующей организацией в качестве конечной цели Корнишской Ассамблеи. В ноябре 2000 г. был созван Конвент, который сразу обозначил рамки своей деятельности, что не стремиться к отделению или независимости, а действует только в качестве информационно-дискуссионной группы, собравшей в ходе кампании более 50 000 подписей к петиции центральному правительству для проведения референдума об учреждении Корнишской Ассамблеи. Первое лейбористское правительство оставило без движения инициативу жителей Корнуолла, как впрочем и жителей Англии тоже. Англия, как часть Великобритании, остается регионом без собственного Парламентаю. Подобные высказывания еще раньше 14 ноября 1977 г. были поставлены лейбористом Тамом Далиэллом в так называемом «Западно-Лотианском вопросе»[153] во время дебатов по законопроектам о Шотландии и Уэльса 1978 г., когда депутаты от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии по одним и тем же вопросам могут голосовать и влиять на английскую политику, а депутаты от Англии не могут голосовать по делам других регионов. Подобная ситуация сложилась в ответ на процессы деволюции, в 1998 г. началась «Кампания за Английский Парламент»[154], чтобы ликвидировать серьезное конституционно-политическое отставание. Первая встреча представителей основных политических партий: Лейбористкой, Консервативной и Либерал-демократов состоялась в июне 1998 г., в сентябре движение было зарегистрировано как некоммерческое и выбрало себе руководящий орган – Национальный Совет, куда вошли как бывшие так и действующие лейбористы, либерал-демократы, члены «Партии независимости Соединенного Королевства», английские демократы и консерваторы. Летом 1999 г. стал выходить ежеквартальный бюллетень движения «Думайте по-английски», в июне 2000 г. около 50 участников продвигали своих депутатов в палатах Парламента, но вопрос об учреждении Парламента Англии не был решен в период премьерства Тони Блэра, куда более повезло региону Большой Лондон, вовлеченный в орбиту политики деволюции. Жители Большого Лондона пришли 7 мая 1998 г. на референдум[155] с целью ответить на один вопрос: поддерживаете ли вы предложение правительства учредить Представительство Большого Лондона из отдельно избираемого Мэра и Ассамблеи? – 72 % проголосовавших ответило утвердительно. Результаты референдума дали правомочную базу правительству подготовить законопроект о «Представительстве Большого Лондона», утвержденному 11 ноября 1999 г. Закон предоставлял возможность каждые четыре года избирать Мэра Лондона и Ассамблею Лондона в количестве 25 депутатов, с полномочиями экономического развития, пожарного и чрезвычайного планирования, полиции и транспортной политики – для чего создавались органы власти. Финансирование Представительства осуществляется как напрямую в виде грантов центрального правительства, так за счет сборов местного налога. Выборы Мэра Лондона прошли 4 мая 2000 г., где из 11 кандидатов победил Кеннет Ливингстон как независимый кандидат, в прошлом лейборист, возглавлявший Совет Большого Лондона с 1981 по 1986 гг. до его расформирования правительством Маргарет Тэтчер. В этот же день 4 мая прошли выборы в Ассамблею Лондона по смешанной мажоритарно-пропорциональной схеме и места распределились следующим образом: по 9 мест досталось лейбористам и консерваторам, 4 – либеральным демократам, 3 – партии зеленых.

Гораздо сложнее процесс деволюции происходил в Северной Ирландии, где не прекращалась вооруженное противостояние между католиками и протестантами – это использовалось как повод для военного присутствия и прямого правления из Лондона фактически с 30 марта 1972 г., когда была приостановлена деятельность Парламента Северной Ирландии. В начале 90-х гг. наметился определенный поворот к компромиссу, но до урегулирования конфликта было еще далеко. С приходом к власти лейбористов, Тони Блэр с самого начала объявил о намерении начать переговоры и положить конец тридцатилетнему конфликту к 1998 г., найдя понимание как правительства Ирландии, так и лидеров основных противоборствующих группировок при посредничестве США. «В июне 1997 г. после встречи с премьер-министром Ирландии Джоном Брутоном в Вашингтоне в ходе саммита по вопросам окружающей среды Блэр объявил о согласии с принципиальным требованием для Ирландской республиканской армии (ИРА) о постепенной сдаче оружия»[156] в ходе переговорного процесса, ведь до этого консерваторы выступали за полную и безоговорочную капитуляцию. Лидеры Ольстерской юнионистской партии протестантов Дэвид Тримбл и ирландской партии католиков «Шинн Фейн» Джерри Адамс поддержали мирные инициативы. После ряда летних провокаций радикалов с обеих сторон, ИРА объявила о прекращении огня 20 июля 1997 г., что дало возможность Шинн Фейн быть допущенной к переговорам. Результаты перемирия сказались очень быстро, инвесторы, в частности компания «Дюпон», потянулись в регион для создания производств, тем более это актуально в связи с наличием большого уровня, до 50 % местами, безработицы, а как известно, чем выше занятость, тем ниже уровень преступности – основной подпитки террора. Правительства Великобритании и Ирландии 26 августа 1997 г. подписали соглашение о создании Независимой международной комиссии по разоружению, председателем которой стал Специальный уполномоченный США по делам Северной Ирландии бывший сенатор Джордж Митчелл. Он разработал условия, на которых велись переговоры: применение только мирных средств при урегулировании спорных вопросов и отказ от силового давления, полное разоружение военизированных организаций, разоружение должно быть подконтрольно Комиссии, придерживаться условий достигнутых договоренностей. Государственный секретарь по делам Северной Ирландии Марджори Моулам[157] объявила 29 августа 1997 г., что Шинн Фейн доказала искренность своих намерений и допущена к переговорам. Джерри Адамс, воодушевленный подобным раскладом, начал активно действовать, нанес визит в США, где встречался с ирландской общиной и даже президентом Биллом Клинтоном. Представители Шинн Фейн согласились вести переговоры на принципах Митчелла и приехали 9 сентября 1997 г. в Стормонт, местечко близ Белфаста. Переговоры не раз находились на грани провала, многие сторонники враждующих общин разделились на тех, кто желал мира, и тех, кто терял власть и влияние в результате переговоров и стремился сорвать их террористическими провокациями. Итогом долгих обсуждений стал проект соглашения по урегулированию конфликта, который был принят 10 апреля 1998 г. По этому поводу Джордж Митчелл заявил: «Я рад объявить, что два правительства и политические партии Северной Ирландии пришли к соглашению»[158]. Билл Клинтон внес большой вклад, лично убеждая по телефону партийных лидеров поставить подпись под документом. Белфастское соглашение предусматривало создание Североирландской Ассамблеи в количестве 108 депутатов, формирование местного правительства, отказ Ирландии от территориальных претензий, создание совещательного органа Севера и Юга позволяющее двум странам осуществлять трансграничное сотрудничество. Мирные инициативы были поддержаны жителями острова, которые 22 мая 1998 г. приняли участие в референдуме: в Северной Ирландии[159] 71,1 % избирателей поддержали соглашения, в самой Ирландии[160] в пользу документа высказалось 94,39 % населения. Противники соглашения, например Подлинная ИРА, не оставляли надежд девальвировать его через парламентский механизм, так 25 июня 1998 г. прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии[161]: ольстерские юнионисты с лидером Дэвидом Тримблом получили 28 мест, партия социал-демократов и лейбористов с лидером Джоном Хьюмом взяли 24 мандата, лидер Демократической юнионистской партии Иан Пейсли зарезервировал 20 мест, а партии Шинн Фейн с Джерри Адамсом досталось 18 мест. Процесс формирования коалиционного правительства осложнялся всплеском насилия, например самым мощным стала террористическая акция Подлинной ИРА в Оме[162] 15 августа 1998 г., когда погибло 28 человек, и условиями разоружения военизированных группировок. В самой Великобритании мирные инициативы стали сильным козырем кабинета Блэра, была организована информационная поддержка необходимости отмены прямого правления и передачи ответственности самим жителям Северной Ирландии. Сторонников мирного решения становилось все больше, в декабре 1998 г. нобелевская премия мира была присуждена Дэвиду Тримблу и Джону Хьюму, террор стал средством давления на сторонников продолжения конфликта. По мнению ряда британских обозревателей, правительство Великобритании вполне устраивает, что боевики ИРА и протестантские экстремисты убивают своих, а не друг друга и тем более жителей. В феврале 1999 г. Блэр выступил с заявлением, что интернированных не будут освобождать до тех пор, пока не прекратиться насилие, таким образом формирование коалиционного правительства затягивалось до апреля 1999 г., а главным условием оставалось разоружение ИРА. В октябре 1999 г. ухудшение отношений с юнионистами и слабое здоровья стало причиной отставки с поста государственного секретаря по делам Северной Ирландии Марджори Моулам в пользу Питера Мандельсона и сразу же успел сконфузиться ошибочно назвав себя «государственным секретарем Ирландии»[163]. Все это время деятельность Ассамблеи Северной Ирландии носила неформальный теневой характер, так как не обладала реальными полномочиями. 2 декабря 1999 г. парламент Великобритании передал часть полномочий, Королевой была возложена ответственность за события на коалиционное правительство во главе с Дэвидом Тримблом. Однако уже 11 февраля 2000 г. британский парламент приостановил действие автономии, так как ИРА не собиралась разоружаться, и весь мирный процесс был поставлен на грань краха. Питер Мандельсон взял на себя осуществление исполнительной власти и реализацию реформы полицейской службы. Независимая международная комиссия по разоружению вновь приступила к переговорам, придя к выводу, что разоружение ИРА может быть осуществлено к лету 2001 г., идя на встречу мирному процессу, Великобритания разрешила 30 мая 2000 г. возобновить деятельность Ассамблеи Северной Ирландии и вернула автономию. В ответ на вспышки насилия в Белфасте вновь были введены войска Великобритании в Северную Ирландию. 24 января 2001 г. Питер Мандельсон был отправлен в отставку и Секретарем Северной Ирландии стал Джон Рид[164], который вел деятельность по снижению напряженности между общинами, осуждая любые провокации как со стороны католиков, так и протестантов. Сам он, будучи католиком, оказывал сильное давление на ИРА в процессе разоружения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Реформы Солона и Крисфена
К тому времени, когда Солон стал первым архонтом (594 г. до н.э.), задолженность мелких землевладельцев в Афинах приняла устрашающие размеры. За неуплату долга владельца клера, его жену, детей разрешалось продавать в рабство за границу. Над основной массой общинников нависла угроза всеобщего закабаления. «Некоторые в отчаянии бежали от ...

История изучения днепро-двинской культуры в 20-30-х гг. XX в.
В довоенный период были организованны учреждения, которые взяли на себя руководство учетом, охраной и изучением археологических памятников, расположенных на территории Беларуси. Именно в 20-30-е гг. начинаются проводиться планомерные и систематические археологические исследования (Митрофанов, 1970 с.125). Во второй половине 1920-х и 19 ...

Раннефеодальные княжества на территории Беларуси (Полоцкое, Туровское и др.)в IX-XIII вв.
В середине IX в. на территории восточных славян начали формироваться раннефеодальные княжества. Уже в начале IX в. существовали два восточнославянских союза: Северный с центром в Новгороде и Южный - с центром в Киеве. В 882 г. Олег объединил эти два союза, и была образована Киевская Русь. Киевская Русь - это раннефеодальное государство ...