Политика первого Лейбористского Правительства Тони Блэра (1997-2001).  Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов
Страница 7

Исторические материалы » Лейбористская партия в политической жизни Великобритании » Политика первого Лейбористского Правительства Тони Блэра (1997-2001).  Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов

Придя к власти Лейбористская партия сделала шаг в сторону признания на территории Великобритании народности Корниш, разговаривающих на языке бриттско-кельтской группы и пользующихся латинским алфавитом, компактно проживающим на полуострове Корнуолл. «В 1998 г. правительство Великобритании обратилось внимание на факт постепенного культурного и исторического размывания слоев, отражающих кельтское прошлое данного региона»[152]. 5 марта 2000 г. началась кампания по сбору подписей в поддержку идеи создания региональной ассамблеи Корнуолла. В июле 2000 г. местная левоцентристская партия «Мебьен Керноу» (в пер. с корниш – «Сыновья Корнуолл») обратилась через «Декларацию о Корнишской Ассамблеи» с призывом созвать Корнишский Конституционный Конвент с последующей организацией в качестве конечной цели Корнишской Ассамблеи. В ноябре 2000 г. был созван Конвент, который сразу обозначил рамки своей деятельности, что не стремиться к отделению или независимости, а действует только в качестве информационно-дискуссионной группы, собравшей в ходе кампании более 50 000 подписей к петиции центральному правительству для проведения референдума об учреждении Корнишской Ассамблеи. Первое лейбористское правительство оставило без движения инициативу жителей Корнуолла, как впрочем и жителей Англии тоже. Англия, как часть Великобритании, остается регионом без собственного Парламентаю. Подобные высказывания еще раньше 14 ноября 1977 г. были поставлены лейбористом Тамом Далиэллом в так называемом «Западно-Лотианском вопросе»[153] во время дебатов по законопроектам о Шотландии и Уэльса 1978 г., когда депутаты от Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии по одним и тем же вопросам могут голосовать и влиять на английскую политику, а депутаты от Англии не могут голосовать по делам других регионов. Подобная ситуация сложилась в ответ на процессы деволюции, в 1998 г. началась «Кампания за Английский Парламент»[154], чтобы ликвидировать серьезное конституционно-политическое отставание. Первая встреча представителей основных политических партий: Лейбористкой, Консервативной и Либерал-демократов состоялась в июне 1998 г., в сентябре движение было зарегистрировано как некоммерческое и выбрало себе руководящий орган – Национальный Совет, куда вошли как бывшие так и действующие лейбористы, либерал-демократы, члены «Партии независимости Соединенного Королевства», английские демократы и консерваторы. Летом 1999 г. стал выходить ежеквартальный бюллетень движения «Думайте по-английски», в июне 2000 г. около 50 участников продвигали своих депутатов в палатах Парламента, но вопрос об учреждении Парламента Англии не был решен в период премьерства Тони Блэра, куда более повезло региону Большой Лондон, вовлеченный в орбиту политики деволюции. Жители Большого Лондона пришли 7 мая 1998 г. на референдум[155] с целью ответить на один вопрос: поддерживаете ли вы предложение правительства учредить Представительство Большого Лондона из отдельно избираемого Мэра и Ассамблеи? – 72 % проголосовавших ответило утвердительно. Результаты референдума дали правомочную базу правительству подготовить законопроект о «Представительстве Большого Лондона», утвержденному 11 ноября 1999 г. Закон предоставлял возможность каждые четыре года избирать Мэра Лондона и Ассамблею Лондона в количестве 25 депутатов, с полномочиями экономического развития, пожарного и чрезвычайного планирования, полиции и транспортной политики – для чего создавались органы власти. Финансирование Представительства осуществляется как напрямую в виде грантов центрального правительства, так за счет сборов местного налога. Выборы Мэра Лондона прошли 4 мая 2000 г., где из 11 кандидатов победил Кеннет Ливингстон как независимый кандидат, в прошлом лейборист, возглавлявший Совет Большого Лондона с 1981 по 1986 гг. до его расформирования правительством Маргарет Тэтчер. В этот же день 4 мая прошли выборы в Ассамблею Лондона по смешанной мажоритарно-пропорциональной схеме и места распределились следующим образом: по 9 мест досталось лейбористам и консерваторам, 4 – либеральным демократам, 3 – партии зеленых.

Гораздо сложнее процесс деволюции происходил в Северной Ирландии, где не прекращалась вооруженное противостояние между католиками и протестантами – это использовалось как повод для военного присутствия и прямого правления из Лондона фактически с 30 марта 1972 г., когда была приостановлена деятельность Парламента Северной Ирландии. В начале 90-х гг. наметился определенный поворот к компромиссу, но до урегулирования конфликта было еще далеко. С приходом к власти лейбористов, Тони Блэр с самого начала объявил о намерении начать переговоры и положить конец тридцатилетнему конфликту к 1998 г., найдя понимание как правительства Ирландии, так и лидеров основных противоборствующих группировок при посредничестве США. «В июне 1997 г. после встречи с премьер-министром Ирландии Джоном Брутоном в Вашингтоне в ходе саммита по вопросам окружающей среды Блэр объявил о согласии с принципиальным требованием для Ирландской республиканской армии (ИРА) о постепенной сдаче оружия»[156] в ходе переговорного процесса, ведь до этого консерваторы выступали за полную и безоговорочную капитуляцию. Лидеры Ольстерской юнионистской партии протестантов Дэвид Тримбл и ирландской партии католиков «Шинн Фейн» Джерри Адамс поддержали мирные инициативы. После ряда летних провокаций радикалов с обеих сторон, ИРА объявила о прекращении огня 20 июля 1997 г., что дало возможность Шинн Фейн быть допущенной к переговорам. Результаты перемирия сказались очень быстро, инвесторы, в частности компания «Дюпон», потянулись в регион для создания производств, тем более это актуально в связи с наличием большого уровня, до 50 % местами, безработицы, а как известно, чем выше занятость, тем ниже уровень преступности – основной подпитки террора. Правительства Великобритании и Ирландии 26 августа 1997 г. подписали соглашение о создании Независимой международной комиссии по разоружению, председателем которой стал Специальный уполномоченный США по делам Северной Ирландии бывший сенатор Джордж Митчелл. Он разработал условия, на которых велись переговоры: применение только мирных средств при урегулировании спорных вопросов и отказ от силового давления, полное разоружение военизированных организаций, разоружение должно быть подконтрольно Комиссии, придерживаться условий достигнутых договоренностей. Государственный секретарь по делам Северной Ирландии Марджори Моулам[157] объявила 29 августа 1997 г., что Шинн Фейн доказала искренность своих намерений и допущена к переговорам. Джерри Адамс, воодушевленный подобным раскладом, начал активно действовать, нанес визит в США, где встречался с ирландской общиной и даже президентом Биллом Клинтоном. Представители Шинн Фейн согласились вести переговоры на принципах Митчелла и приехали 9 сентября 1997 г. в Стормонт, местечко близ Белфаста. Переговоры не раз находились на грани провала, многие сторонники враждующих общин разделились на тех, кто желал мира, и тех, кто терял власть и влияние в результате переговоров и стремился сорвать их террористическими провокациями. Итогом долгих обсуждений стал проект соглашения по урегулированию конфликта, который был принят 10 апреля 1998 г. По этому поводу Джордж Митчелл заявил: «Я рад объявить, что два правительства и политические партии Северной Ирландии пришли к соглашению»[158]. Билл Клинтон внес большой вклад, лично убеждая по телефону партийных лидеров поставить подпись под документом. Белфастское соглашение предусматривало создание Североирландской Ассамблеи в количестве 108 депутатов, формирование местного правительства, отказ Ирландии от территориальных претензий, создание совещательного органа Севера и Юга позволяющее двум странам осуществлять трансграничное сотрудничество. Мирные инициативы были поддержаны жителями острова, которые 22 мая 1998 г. приняли участие в референдуме: в Северной Ирландии[159] 71,1 % избирателей поддержали соглашения, в самой Ирландии[160] в пользу документа высказалось 94,39 % населения. Противники соглашения, например Подлинная ИРА, не оставляли надежд девальвировать его через парламентский механизм, так 25 июня 1998 г. прошли выборы в Ассамблею Северной Ирландии[161]: ольстерские юнионисты с лидером Дэвидом Тримблом получили 28 мест, партия социал-демократов и лейбористов с лидером Джоном Хьюмом взяли 24 мандата, лидер Демократической юнионистской партии Иан Пейсли зарезервировал 20 мест, а партии Шинн Фейн с Джерри Адамсом досталось 18 мест. Процесс формирования коалиционного правительства осложнялся всплеском насилия, например самым мощным стала террористическая акция Подлинной ИРА в Оме[162] 15 августа 1998 г., когда погибло 28 человек, и условиями разоружения военизированных группировок. В самой Великобритании мирные инициативы стали сильным козырем кабинета Блэра, была организована информационная поддержка необходимости отмены прямого правления и передачи ответственности самим жителям Северной Ирландии. Сторонников мирного решения становилось все больше, в декабре 1998 г. нобелевская премия мира была присуждена Дэвиду Тримблу и Джону Хьюму, террор стал средством давления на сторонников продолжения конфликта. По мнению ряда британских обозревателей, правительство Великобритании вполне устраивает, что боевики ИРА и протестантские экстремисты убивают своих, а не друг друга и тем более жителей. В феврале 1999 г. Блэр выступил с заявлением, что интернированных не будут освобождать до тех пор, пока не прекратиться насилие, таким образом формирование коалиционного правительства затягивалось до апреля 1999 г., а главным условием оставалось разоружение ИРА. В октябре 1999 г. ухудшение отношений с юнионистами и слабое здоровья стало причиной отставки с поста государственного секретаря по делам Северной Ирландии Марджори Моулам в пользу Питера Мандельсона и сразу же успел сконфузиться ошибочно назвав себя «государственным секретарем Ирландии»[163]. Все это время деятельность Ассамблеи Северной Ирландии носила неформальный теневой характер, так как не обладала реальными полномочиями. 2 декабря 1999 г. парламент Великобритании передал часть полномочий, Королевой была возложена ответственность за события на коалиционное правительство во главе с Дэвидом Тримблом. Однако уже 11 февраля 2000 г. британский парламент приостановил действие автономии, так как ИРА не собиралась разоружаться, и весь мирный процесс был поставлен на грань краха. Питер Мандельсон взял на себя осуществление исполнительной власти и реализацию реформы полицейской службы. Независимая международная комиссия по разоружению вновь приступила к переговорам, придя к выводу, что разоружение ИРА может быть осуществлено к лету 2001 г., идя на встречу мирному процессу, Великобритания разрешила 30 мая 2000 г. возобновить деятельность Ассамблеи Северной Ирландии и вернула автономию. В ответ на вспышки насилия в Белфасте вновь были введены войска Великобритании в Северную Ирландию. 24 января 2001 г. Питер Мандельсон был отправлен в отставку и Секретарем Северной Ирландии стал Джон Рид[164], который вел деятельность по снижению напряженности между общинами, осуждая любые провокации как со стороны католиков, так и протестантов. Сам он, будучи католиком, оказывал сильное давление на ИРА в процессе разоружения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Город под властью сеньора
Каково бы ни было происхождение города, он был городом феодальным. Во главе его стоял феодальный сеньор, не земле которого он был расположен, поэтому город должен был подчиняться сеньору. Большинство горожан первоначально составляли несвободные министериалы (служилые люди сеньора), крестьяне, издавна жившие на этом месте, иногда бежавши ...

Работа в ОКБ Туполева
Владимир Михайлович прошел большой творческий путь конструктора, ученого, профессора. В студенческие годы он работал в ЦИАМ в отделе В.Я. Климова и занимался авиационными двигателями, которые только начинали проектироваться в нашей стране. Несколько позже Мясищев был конструктором на научно-опытном аэродроме ВВС (так тогда именовался НО ...

Владимир Михайлович Мясищев
Велико было удивление и восхищение гостей, присутствовавших на воздушном параде в Тушино в 1961 г., когда высоко в небе появился сверхзвуковой стратегический самолет М-50, созданный конструкторским бюро, руководимым Владимиром Михайловичем Мясищевым. ...