Внешнеполитический курс лейбористского правительства
Страница 3

Исторические материалы » Лейбористская партия в политической жизни Великобритании » Внешнеполитический курс лейбористского правительства

Безусловно, Лондон, продвигая совместный европейский оборонный проект, желал оставаться центром интеграции, тем более позиции Великобритании были ослаблены нежеланием присоединиться к еврозоне с 1 января 1999 г., и одновременно сохранить статус «особых отношений» с Вашингтоном для глобального доминирования, поэтому независимости Общей европейской политике в области безопасности и обороны были поставлены ограничения: первое, оборонный проект будет задействован при самоустранении НАТО в решении проблем, но ответственность за коллективную оборону сохраняется за альянсом; второе, соблюдение «Петерсбергских задач» Амстердамского договора 1997 г. – операции по поддержанию мира, гуманитарные миссии и управление кризисными ситуациями; третье, решения о предоставлении ресурсов для военных операций будут приниматься исключительно на национальном уровне.

Теперь уже, зная о военных миссиях на ближнем востоке, косовском кризисе и Сьерре-Леоне, политике «особых отношений» с США и оборонном европейском проекте, необходимо уделить внимание вопросам «этичной внешней политике»[177], Содружеству и контактам с Россией. Так, сразу после победы лейбористов на выборах, Робин Кук 7 мая 1997 г. объявил о защите прав человека в «этичной» внешней политике, прежде всего это должно выражаться в экспорте вооружений, раз Британия занимает 3-е место в мире, то она должна ответственно подходить к вопросу, кому это оружие поставляется. Колония Гонконг была официально возвращена Китаю 1 июля 1997 г., присутствовавший на церемонии Тони Блэр обещал, что правительство будет следить за соблюдением прав в бывшей колонии. Однако тема «этичной» внешней политики не продержалась и года. На фоне подписания в декабре 1997 г. Оттавской конвенции о запрете производства и эксплуатации противопехотных мин, Британия продолжала поставлять в проблемные страны военную технику. Турция использовала британские вооружения в Курдистане, а Индонезия в Восточном Тиморе и для разгона антиправительственных демонстраций в Джакарте. Более того лейбористов даже не остановило эмбарго ООН, заявив в оправдание, что контракты были заключены еще при консерваторах и оружие не может быть использовано для подавления демократии в Индонезии. Похожий скандал был связан с нарушением запрета ООН на поставку оружия воюющим сторонам в Сьерре-Леоне британской частной военной компанией «Sandline International», лишь восстановление законного правительства в правах оправдало в какой-то степени эту инициативу. Неоднозначную оценку в мире вызвало решение министра внутренних дел Джека Стро, разрешившему слабому здоровьем в марте 2000 г. арестованному по запросу Испании за преступления против человечества диктатору генералу Аугусто Пиночету вернуться в Чили.

Британская монархия «в очередной раз доказала свою жизнеспособность в конце 1999 г., когда в Австралии»[178] был проведен референдум по вопросу о трансформации монархического строя в республиканский, но жители высказались в пользу сохранения номинальной власти Елизаветы II, как главы Содружества наций, второй, по количеству международных участников, организации в мире после ООН. Приоритетными целями Содружества по прежнему остаются гуманитарные миссии, образовательная деятельность, позволяющая на таких точках взаимного сотрудничества 54 государствам-участникам, различающимся по уровню развития и характеру экономики, вступать в равноправное взаимодействие.

Великобритания в период правления первого лейбористского правительства Тони Блэра уделяла немалый интерес к России, зачастую выступая в качестве посредника в диалоге с США. Тони Блэр одним из первых поддержал в 1999 г. и.о. Президента России В.В. Путина в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе и способствовал формированию благоприятного имиджа России в мире. Еще в начале 2000 г. в одном из королевских замков в пригороде Лондона состоялась первая конференция российско-британского Виндзорского форума, главная цель которого заключается в поддержании неформального и благожелательного диалога между политическими и деловыми кругами обеих стран, тем более по некоторым данным около 8 миллиардов долларов российского капитала циркулирует в британской экономике. В конце 2000 г. состоялась уже пятая по счету встреча премьер-министра Великобритании Тони Блэра и избранного на пост Президента России В.В. Путина, таким образом Москва обрела надежного проводника своих интересов на Западе, а лейбористы, в свою очередь, надеются получить для себя немало торгово-экономических выгод, в особенности энергоресурсов и сырья.

Таким образом, Лейбористская партия оказала огромное влияние на внешнюю политическую жизнь Великобритании в 1997-2001 гг. Тони Блэр способствовал максимальному сближению курса страны с США в рамках политики «особых отношений», вооруженные силы принимали участие в совместных бомбардировках объектов Ирака. Более того он пытался перехватить инициативу у НАТО и провести наземную миротворческую операцию в Косово, выступил инициатором политики «гуманитарной интервенции» и развил это направление – под предлогом защиты граждан Великобритании, Евросоюза и стран Содружества военный контингент осуществил две операции «Паллизер» и «Баррас» в Сьерра-Леоне. Кроме того, ввиду большой непопулярности на родине идеи присоединения к еврозоне и желанием лейбористов стать центром евроинтеграции, Блэр поддержал идею совместной европейской оборонной политики в случае самоустранения НАТО от решения миротворческих задач в регионе. С осуществлением предвыборных обещаний лейбористами был ознаменован новый проект внешней «этичной политики», в рамках которого было подписана конвенция о противопехотных минах, отказ от поставок оружия репрессивным и авторитарным режимам, соблюдение прав человека. Однако, вскоре эти высокие гуманистические идеи вступили в противоречие с национальными интересами страны, прагматичный подход стал основополагающим, утрата огромных прибылей и потеря рынков сбыта вооружений заставило лейбористов вернуться к существовавшей практике, когда клиент всегда прав.

Страницы: 1 2 3 

Образование Речи Посполитой. Государственно- правовое положение ВКЛ в составе Речи Посполитой
К XVI ст. в Восточной Европе сложились такие могучие страны, как Королевство Польское, ВКЛ и Московское княжество. Борьба между ними за первенство стала характерной чертой их развития. Так, всю первую половину XVI ст. велись военные действия между ВКЛ и Москвой (в 1500 - 1503, 1506 - 1508, 1512 - 1522, 1534 - 1537 гг.). С одной и с друг ...

Развитие риторики
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика» 1748 года, ко ...

Привилегии на исключительные права Льва Сапеги издать Статут Великого княжества Литовского 1588 года
Повторяются положения предыдущего статута. Государь державы обещает защищать всех людей в державе, их свободы и вольности. Положения эти только провозглашались. В статьях дается перечисление всех князей Литовских, кроме Стефана Батория, что свидетельствовало о том, что изменения данные им распространяются на этот проект Статута. О волн ...