Развитие внешней торговли России в XV-XVII века. Зарождение и развитие беломорской внешней торговли в XV-XVII вв. Становление таможенной службы на Севере России
Страница 8

Исторические материалы » Внешняя торговля России в X-XVII вв. » Развитие внешней торговли России в XV-XVII века. Зарождение и развитие беломорской внешней торговли в XV-XVII вв. Становление таможенной службы на Севере России

Немецкий дипломат Кильбургер оставил бесценные воспоминания об архангельской торговле: "К половине июля все купцы уезжают из Москвы на Архангельскую ярмарку и находятся в дороге на почтовых лошадях 14 дней . купцы из Голландии, Гамбурга и Бремена совершают торговлю с Россией в течение 5 месяцев". [17]

С открытием ярмарки правительство стало назначать для управления торговыми делами и сборами пошлин своего представителя из числа гостей, в подчинении которого были два таможенных головы и выборные целовальники. Таможенные головы выбирались из торговых людей московской гостиной сотни, а целовальники - из гостиной и суконной сотен. С 1658 г. шесть целовальников выбирались из Ярославля и Костромы, а также из поморских городов - Вологды, Великого Устюга, Яренска и Сольвычегодска. В 1667 г. по два целовальника направляли Каргополь, Великий Устюг и Сольвычегодск.

С возникновением Архангельска, как уже говорилось, была устроена корабельная пристань, а при ней - таможенный двор. В 1635 г. устье Северной Двины с обеих сторон было ограждено стрелецкими караулами, которые останавливали все прибывающие в порт корабли.

Царским Указом 1685 г. наблюдение за иностранными кораблями и их охрана были возложены на Архангельскую таможню. В 1687 г. учреждается архангельская таможенная застава, переименованная впоследствии в брандвахту.

"В 1689 г. начальствующий Архангельском и корабельной гаванью стрелецкий полковник, - пишет Н.И. Костомаров, - должен был расспросить прибывающих через вожей или таможенных целовальников: нет ли в той стране, откуда они приходят, морового поветрия, и только после такого расспроса допускать новоприбывший корабль к Архангельску". Этот факт свидетельствует о том, что на таможню возлагались и санитарно-эпидемиологические функции.

Другим требованием местных властей к капитанам прибывающих иностранных кораблей было не сбрасывать камни и песок, служившие балластом, в устье Северной Двины, а складывать их на берегу у пристани. Теперь читателю станет ясно происхождение многочисленных камней, до сих пор лежащих на берегу реки напротив гостиных дворов [35,c.25].

Торговое значение Архангельска с каждым годом возрастало. В 1650 г. "приезжих торговых людей на Колмогоры перед прежними годами гораздо было мало, потому что по указу государя царя и великого князя Алексея Михайловича покупные в разных городах и уездах хлебные запасы в государеву казну везены мимо Колмогор, к Архангельскому городу, на продажу заморским немцам", - так написано в документе, опубликованном "Архангельскими губернскими ведомостями" в 1869 г. В Архангельске к середине XVII в. уже существовали "корабельная пристань", таможня, для которой был куплен "двор, где таможенные пошлины сбирают", ежегодно проходила торговая ярмарка.

Иностранцы высоко оценивали роль первого российского международного порта. Немецкий дипломат Б.Г. Курц писал: "История Архангельска есть не что иное, как история русской внешней торговли с Западной Европой со времени Иоанна Грозного до преобладания петроградской торговли . Значение его было столь велико, что во время архангелогородской ярмарки торговая жизнь Москвы ослабевала, вследствие выезда купцов в Архангельск" [20,c.34].

Русский Север во многом способствовал налаживанию таможенной системы в Сибири и на Дальнем Востоке. В XVII в. из Поморья ушло в Сибирь свыше сорока процентов населения. Поморы несли в "новые землицы" навыки и опыт земледелия, ремесел, культуры и таможенных традиций. Первые таможни на Урале и в Сибири появились с началом освоения "чрезкаменного" пути в Сибирь. Очень крупное значение имела Ижемская застава, устроенная "для проезду сибирских воевод и дьяков, и письменных голов и их братии, и детей, и племянников, и людей, и торговых и промышленных всяких людей, которые поедут в Сибирь". По другую сторону Урала была установлена Собская застава. Главной и самой прибыльной для казны являлась десятинная пошлина, взимаемая с ввозимых в Сибирь товаров, хлебных запасов и с увозимой на Русь "мягкой рухляди". В 1600 г. были построены таможенная изба и гостиный двор в Верхотурье - первом русском городе "за Камнем". В 1600-1603 гг. таможенники появились в Тобольске, Тюмени, Таре, Сургуте, Березове, Мангазее. Воеводам предписывалось, построив таможни, "выбирать к таможенному делу" таможенных голов, придать им штат выборных целовальников из местных "жилецких людей" для осмотра товаров и сбора пошлин, а также подьячих для ведения документации и служилых людей "для управы на сильных людей и розсылок". В приказе Казанского дворца было решено направлять с 1636 г. в главные центры сибирской торговли - Тобольск, Енисейск, Верхотурье, Мангазею, Томск, Сургут - таможенными головами торговых людей из поморских городов. Пригодился бесценный опыт организации внешней и внутренней торговли, постановки таможенного дела на Русском Севере [39,c.17].

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

I Мировая война (1914-18гг.)
Образование военных блоков: 20.05.1882г. – Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия и Италия), 23.05.1915г. Италия вышла из Тройственного союза. 5.09.1915(14)г. – создание Четвертного союза («Союза четвёрки») (Германия, Австро-Венгрия, Болгария, Турция). 04.1904г. – Антанта (Англия, Франция), 31.08.1907г. – вступление России – Тро ...

Суд
Наличие специального судебного ведомства в империи Цинь во главе с тинвэем и провинциальных судей свидетельствует об определенном выделении судебных функций из общеадминистративных, которое проводилось непоследовательно и касалось, видимо, только уголовных дел. Провинциальный судья был одновременно и начальником тюрем в округе. ...

Эволюция идеологии турецкого национализма
Турецкий национализм, тюркизм после начала кемалистской секуляризации постепенно становится второй религией Турции. Принятие этой религии не стало препятствием к европеизации – наоборот, цивилизованная Европа 20–30–40 годов, во всяком случае ее значительная часть, сама являла такие образцы крайнего национализма, о которых ныне цивилизов ...