Развитие внешней торговли России в XV-XVII века. Зарождение и развитие беломорской внешней торговли в XV-XVII вв. Становление таможенной службы на Севере России
Страница 3

Исторические материалы » Внешняя торговля России в X-XVII вв. » Развитие внешней торговли России в XV-XVII века. Зарождение и развитие беломорской внешней торговли в XV-XVII вв. Становление таможенной службы на Севере России

К началу XVII в. в России сложилось два основных способа организации таможенных сборов: "верный" и на откуп. Во-первых, члены купеческих корпораций, посадские люди, иногда уездные крестьяне служили на таможне по выбору в соответствии с очередью. Эта служба в течение одного года была безвозмездной и являлась одной из повинностей, отбываемых тяглым населением в пользу государства. При вступлении в должность избранные лица приносили присягу, или, как тогда говорили, "приводились к вере". Кроме того, таможенные сборы сдавались на откуп. Двинская таможенная грамота 1588 г. упоминала о "двинских переведенцах - московских жильцах", которые по старой памяти, с товарами и деньгами, проезжали мимо Холмогор, а таможенных пошлин платить не хотели.

В Смутное время в городах Поморья таможенные сборы собирались "на вере": на Двине (Холмогорах), в Мезени, Каргополе, Перми Великой, Вятке, Соли Камской.

Главным средством сообщения населения Двинской земли были реки. В начале XV в. появился новый и важный торговый путь по реке Северной Двине: от Великого Устюга до первой столицы Русского Севера - Холмогор. В XV-XVII вв. с развитием внутренней, а затем и заморской торговли этот путь стал основным. К бассейну Северной Двины сходились многочисленные торговые пути всего северо-востока, до Урала и Волги. Сюда переправлялись товары, шедшие по рекам Волге, Белой, Вятке и Каме. По главной торговой улице - Северной Двине - под парусами и на веслах шло множество различных судов: "насады", "дощаники", "каюки", "обкаты" и даже плоты. Сохранившиеся таможенные книги Великого Устюга, Сольвычегодска и Тотьмы наглядно показывают, как обилен и разнообразен был поток товаров по Великому северному речному пути: "мягкая рухлядь", кожа, смола, деготь, различные металлы и изделия из них, сукна, одежда, заморские пряности . " [16,c.15].

Северные купцы везли свои товары даже в Великий Новгород. Об этом нам рассказывает таможенная книга за 1610-1611 гг. Вот только один характерный пример: "Явил каргополец Никифор Нефедов на возу половинки сукна черленово английские земли почата, мерою семнадцать аршин, да шесть аршин красно-вишневого сукна английские ж земли, половинка сукна рословского . Тамги и поголовного и пользового с продажного товару взято двадцать шесть алтын".

Следует отметить, что в связи с колонизацией Русского Севера из двух основных центров - Новгорода и Ростова Великого (позднее Москвы) - местные традиции в составлении торговых договоров конца XV - середины XVII вв. также "пришли" из этих центров. [13]

В XVI в. в связи с успешным развитием внутренней и внешней торговли появляются специальные трактаты, посвященные метрологии (историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса, а также единицы денежного счета и налогового обложения). Таким трактатом стала "Торговая книга", составленная в Москве во второй половине XVI в. Это своего рода практическое руководство для всех русских купцов и торговых людей. Правительство также уделяло постоянное внимание вопросам унификации денежного счета и налогового обложения. Наглядным подтверждением стала грамота, посланная на Двину старостам, соцким и целовальникам 21 декабря 1550 г., о новых печатных мерах и осминах: "а учинили бе есте мер деревянных новых, на Двине, на Колмогорах на посаде".

К XVI в. в Поморье сложился обширный торговый рынок. Его центром стала первая столица Русского Севера - Холмогоры, с которыми было связано население по нижнему течению реки Северной Двины, приблизительно от села Ракула к северу и побережью "Студеного" моря, главным образом на запад и северо-запад от устья Двины. К Холмогорам "тянулись" Карельское побережье и Заонежье, Каргопольский край, Важская земля, земли Великого Устюга и Вычегодские, обжитые территории по Пинеге, Мезени и Печоре. Важнейшими товарами были хлеб и соль. Характерный пример. Во второй половине XVII в. Никольский Корельский монастырь закупал в Холмогорах 4330 четвертей зерна. Спасо-Прилуцкий монастырь систематически покупал хлеб в Вологде и перепродавал его в Холмогорах. На Двине проводили обширные товарные операции с хлебом и другие северные монастыри [11,c.14].

Новый шаг в развитии беломорской торговли был сделан после того, как 24 августа 1553 г. недалеко от Карельского устья Северной Двины, напротив древнего посада Ненокса, бросил якорь английский корабль "Эдуард Бонавентура" (Эдуард Благое предприятие) под командованием капитана Ричарда Чанселлора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...

Расселение
Киммерийцы являются древнейшими из числа известных по своему имени народов, обитавших в Восточной Европе. С ними связана эпоха, которая освещается не только немыми археологическими материалами, но и свидетельствами письменных источников, что имеет особое значение для исторической науки. Они оставлены нам ранними греческими писателями и ...

Поэтическая теория и практика
М.В. Ломоносов осуществил совместно с В. К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причём именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырёхстопный ямб, первоначально «тяжёлый» полноударный (оды Иоанну Антонови ...