Особенности раскопанных предметов быта
Страница 1

Отметим те бытовые находки, которые не вошли в другие разделы работы.

На территории Старой Рязани найдено огромное количество огнив. Обычно они калачевидной формы, реже встречаются овальные или прямоугольные.

Светильники обнаружены глиняные в виде плоской чаши на высокой полой ножке и металлические в виде бронзового треножника. Лучины закреплялись в светцах. Светец обычно представляет собой металлический стержень, один конец которого заострен (для забивания в дерево), другой разведен или имеет форму вилки, между зубьями которой закреплялась лучина.

Следует отметить костяные уховертки и костяные счетные бирки. Одна из таких бирок, найденная на Северном городище в слое XII в., представляет собой кусок ребра овцы или коровы, на вогнутой стороне которого сделаны зарубки (рис. 10). Концы ребра обрезаны. На одном конце находится сквозное отверстие для подвешивания бирки. На бирке всего 34 зарубки, первые 10 зарубок отделены насечкой.

К массовым находкам относятся костяные (или роговые) гребни. Обычно они трапециевидные, двусторонние, изготовленные из целого рога. Реже — прямоугольные с роговой накладкой посередине на медных заклепках. В большинстве случаев средняя часть гребня снабжена глазковым или городчатым орнаментом. Так же орнаментированы и костяные рукоятки ножей.

Детские игрушки представлены изделиями из кости и обожженной глины. Найдено несколько жужжалок из костей овцы, коровы и из пястных костей свиньи. В жилых слоях найдены каменные и глиняные, покрытые глазурью, яйца, маленькие глиняные сосудики, глиняные свистульки в виде животных и др.

Скажем несколько слов о предметах военного быта, найденных в Старой Рязани. Часть из них, возможно, применялась и на охоте.

На Старорязанском городище найдено четыре наконечника копья. Все они лавролистной формы («пламевидные») и имеют трубчатую втулку для насаждения на древко. У некоторых наконечников шиловидное (четырехгранное с острым колющим концом) лезвие и конусовидная втулка. Копья с подобными наконечниками предназначались для пробивания кольчуг.

В Старой Рязани найдено семь боевых топоров с широким лезвием, с глубоким вырезом у рукояти (для облегчения веса).

Шпоры найдены в обломках. Они состояли из пластины полуовальной формы, на концах которой сделаны были продолговатые сквозные прорези для ремня. Посередине пластины, перпендикулярно к ней, был приделан остроконечный шип. Стремена делались из целого куска железа. Форма стремян арочная. Дужка была выкована из плоского куска железа и имела вверху продолговатый выступ, в котором находилась прорезь для ремня. Нижняя часть, предназначенная для ступни, представляла собой пластинку овальной формы, широкую посередине. Конские удила состояли из двух соединенных петлями стержней и двух подвижных колец по краям.

Среди найденных наконечников стрел значительную часть составляют бронебойные трех- и четырехгранные (пирамидальные), предназначавшиеся для пробивания кольчуг, шлемов, щитов и т. п., т. е. против воинов в доспехах.

Три стрелы из слоя X в. были трехлопастными с утолщенным острием. Многочисленную группу составляли наконечники ланцетовидной формы, почти все они имели длинный шиловидный черенок. Между черенком и лезвием находился валик для упора в древко. У ряда наконечников — плоское ромбовидное лезвие.

Страницы: 1 2

Развитие риторики
Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на церковнославянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 написал «Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по риторике – «Риторика» 1748 года, ко ...

Значимость государственных праздников в передовых государствах западной демократии
Системы государственных праздников европейских стран строятся на основе сочетания религиозных и национальных праздников. В XX веке в некоторых странах в эту систему были включены праздники так называемого красного цикла – всевозможные дни труда и солидарности трудящихся. Есть три праздника, которые существуют в календарях всех европейс ...

Детство
Отец Рабиндраната Тагора, Махарши Дебендранат Тагор, был брахманов, часто совершавшим паломничества к святым местам Индии. Но, к счастью, Махарши спустился на землю с гималайских высот, где он некогда собирался провести остаток жизни в священном созерцании. Его отрешенность от мира не вылилась в отвращение к миру, и он не отказывался вы ...