Быт и нравы семьи Петра Первого и его окружения
Страница 4

Исторические материалы » Быт правящей династии на рубеже 17-18 веков » Быт и нравы семьи Петра Первого и его окружения

С этими драгоценностями в турецкий лагерь отправился вице-канцлер Петр Павлович Шафиров, сопровождавший царя в походе, и подкупил ими великого визиря, согласившегося выпустить окруженную армию из лагеря.

Через три года после Прутского похода, в 1714 году, в память об этом поступке своей жены Петр учредил орден Святой великомученицы Екатерины, которым награждались только женщины. Девизом ордена были слова: "За Любовь и Отечество", а пояснительная надпись гласила: "Трудами сравнивается с супругом".

Влиянию Екатерины некоторые исследователи склонны приписывать решительный поворот в отношениях Петра к царевичу Алексею.

Поворот этот состоял в том, что Петр после смерти жены Алексея (1715) передал сыну обширное письмо, в котором указывал на его неспособность к делам и требовал или исправиться, или отказаться от надежды наследовать престол.

В 1718 Алексея заставили отречься от права на престол. В том же году его судили, обвинив в заговоре против государя, признали виновным и умертвили в Петропавловской крепости.

В 1722 Петр издал закон о престолонаследии - "Устав о наследии престола", по которому царствующий государь мог отдавать после себя престол кому угодно из родственников, игнорируя права по рождению.

Устав был издан 5 февраля 1722 года, и лишь 15 ноября 1723 года появился манифест о предстоящей коронации императорской короной Екатерины. Хотя в нем не говорилось, что именно Екатерина становится наследницей престола, было ясно, что Петр тем самым делает важный шаг на пути к реализации "Устава о наследии престола".

Поэтому, когда в мае 1724 года в главном храме России -Успенском соборе Московского Кремля - состоялась коронация Екатерины, французский посол Кампредон особо отметил следующее: "Над царицей совершен был, против обыкновения, обряд помазания так, что этим она признана правительницей и государыней после смерти императора, своего супруга". Императорскую корону на голову Екатерины возложил сам Петр.

Во время коронационных торжеств Екатерины Петр простудился и болел с перерывами до глубокой осени. И все же он вел прежний образ жизни - много пил, ел все, что ему хотелось, и почти не слушал докторов. Казалось, что он сознательно ищет смерти. 21 ноября Петр первым в столице, рискуя, переехал по льду через Неву, вставшую лишь накануне.

Двадцатого декабря Петр участвовал в грандиозной попойке, устроенной по случаю избрания нового князь-папы "Всепьянейшего Собора", потом, в январе 1725 года, бурно отгулял на свадьбе своего денщика Василия Поспелова и на двух ассамблеях - у графа Толстого и вице-адмирала Корнелия Крюйса. Особенно же поразил всех больной император, когда 6 января, в мороз, прошел во главе Преображенского полка маршем по берегу церковной службы, пока святили Иордань. Все это привело к тому, что Петр слег, сильно простудившись, и с 17 января стал испытывать страшные мучения. Простуда усугублялась недугами.

В краткие минуты облегчения Петр готовился к смерти и за последнюю неделю трижды причащался. Он велел выпустить из тюрем всех должников и покрыть их долги из его сумм, амнистировал всех заключенных, кроме убийц и государственных преступников, и просил служить молебны о нем во всех церквах, в том числе иноверческих.

Екатерина находилась у его постели, не покидая умирающего ни на минуту. Петр I умер 28 января 1725 года в начале шестого утра, не оставив завещания.

Екатерина сама закрыла ему рот и глаза и вышла из маленькой комнатки-кабинета, или конторки, как ее называли, в соседний зал, где ее ждали, чтобы провозгласить преемницей Петра. 2 февраля его труп забальзамировали, а 8 марта погребли в Петропавловском соборе в Петербурге.

Страницы: 1 2 3 4 

Восточные славяне. Язычество
В римских источниках 1-11 вв. славян называют венедами. Впервые под своим именем славяне упоминаются в 6 в Первая археологическая культура, которую связывают со славянами, — пражская, она распространилась от среднего Днепра до Балтики, от Эльбы до Подунавья. Тогда же славяне расселились и на Балканах. На судьбы славян повлияло Великое ...

Третий Рим накануне реформ
«Необходимость движения на новый путь была сознана, обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился». С. М. Соловьёв Московская Русь – государство со столицей в Москве, существовавшее до реформ Петра Великого и исчезнувшее в ходе его преобразований. С середины XIII ве ...

Характеристика положения церкви в XV-XVII вв.. Положение церкви в XV веке
В начальный период объединения русских земель вокруг Москвы Православная церковь представляла собой большую силу, не только поддерживающую государство, но и соперничавшую с ним. В условиях ордынского ига церковь сумела сохранить свои экономические и политические позиции. Татаро-монголы не собирались обращать Русь в свою веру, и очень ск ...