Экономические реформы в Казахстане
Страница 4

2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества;

3. Экономический рост на базе рыночной экономики с высоким уровнем иностранных инвестиций;

4. Здоровье, образование, благополучие граждан Казахстана;

5. Развитие энергетических ресурсов,

6. Развитие инфраструктуры (особенно транспорта и связи);

7. Профессиональное государство;

В составе главных стратегических приоритетов определены и более локальные задачи, предусмотренные к реализации и составляющие своеобразную программу действий, как для всех ветвей власти, так и для населения. В частности, в стратегию экономического роста и развития экономики включены такие задачи, как:

• ограничение вмешательства государства в экономику, стабилизация макроэкономики;

• укрепление институтов частной собственности, завершения приватизации;

• открытая и свободная торговля, обеспечение защиты иностранных инвестиций;

• формирование индустриальной технологической стратегии, диверсификация производства и т.д.

Попыткой решить экономические проблемы стало решение легализовать теневые капиталы. В апреле 2001 года был принят закон «Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег». В мае 2001 года Президент Н. Назарбаев подписал Указ о легализации «теневых» капиталов с июня 2001 года. В течение 20 дней любой гражданин страны мог беспрепятственно легализовать свои ранее незадекларированные доходы независимо от того, находятся ли они сейчас в Казахстане или за его пределами, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов. Для этого были задействованы 16 коммерческих банков республики. Такого рода акция проводилась впервые в СНГ.

По расчетам Министерства финансов, внутри страны в подпольном хранении имелось 500 млн. долл., по данным Национального банка - 300 млн. Уникальность казахстанской акции заключается и в том, что возвращаемые в страну деньги не облагались налогом.

Для создания необходимых условий вовлечения легализованных средств в экономику правительство своими решениями отменило однопроцентную ставку таможенной пошлины на ввоз наличной иностранной валюты, а также установило на трехмесячный срок нулевую ставку сборов за лицензирование, регистрацию юридических лиц и прав на недвижимое имущество.

Тогда была проведена акция по уничтожению всех деклараций о доходах, а также всех сведений о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по

2000 год.

По официальным данным, за период с 14 июня по 13 июля 2001 года в экономику страны было возвращено около 480,2 млн. долл. Из почти 500 млн. долл. легализованных доходов лишь 50,5 млн. долл. (или немногим более 10%) пришло из-за рубежа.

Решающим фактором подъема производства и повышение его конкурентоспособности является научно технический прогресс, проблемы которого в стране обострены в связи сложившейся глубокой технической отсталостью казахстанских предприятий.

Результаты экономической политики за годы независимости характеризуются следующими данными.

С 1991 по 2000 гг. число промышленных предприятий сократилось с почти 20 тыс. до почти 14,5 тыс. В 2000 г. к 1990 г., в Казахстане снизилось производство по всем основным видам продукции, кроме добычи нефти, а именно: железной руды на 83%, угля на 55%, электроэнергии на 59%, стали на 69%, минеральных удобрений на 11%, тракторов на 95%, цемента на 13%, тканей на 94% и т. д.

По данным официальной статистики, в 2000 году в Казахстане было добыто 35 миллионов тонн нефти и газового конденсата. Нефтяной экспорт только из Мангистауской области составил 1,1 миллиарда долларов.

Доля сельского хозяйства в экономике упала с 34% в 1990 г. до 10% в 1999 г. Посевные площади сельскохозяйственных культур сократились почти в три раза. Численность крупного рогатого скота сократилась с 1990 по 2000 гг. с 9.8 млн. голов до 4.1 млн., овец - с 36.2 до 9.8 млн., свиней с 3.2. до 1 млн., лошадей с 1.6 до 0.9 млн., птиц с 59.3 млн. до 18.8 млн.

За годы независимости Казахстан привлек в свою экономику 10 млрд. долл. инвестиций (главным образом из - США, Южной Кореи, Турции, Германии, Франции). В 2000 году в стране работало 1.500 зарубежных компаний.

По официальным данным, на 2000 г. внешний долг Казахстана составлял 7 млрд. 893 млн. долл. или половину (49,9%) ВВП страны. Из него "государственный и гарантированный государством" - 4 млрд. В пересчете на каждого казахстанца - 527 долларов.

Страницы: 1 2 3 4 

Древнейшие государства на территории России
К середине II тысячелетия до н. э. археологи относят выделение из индоевропейских племен праславян. Это была группа родственных племен; принадлежащие им памятники прослеживаются от Одера на западе до Карпат на востоке Европы. Процесс разложения первобытнообщинного строя в разных регионах Евразии проходил не одновременно. В южных района ...

Внешняя политика
После президентских выборов 1994 г. развитие внешней политики Украины шло путем модификации, расстановки новых акцентов в приоритетах. Базовыми принципами модификации были провозглашены взвешенность, прагматизм, профессионализм, рационализм. В основу внешнеполитической модели Украины была положена концепция «моста между Западом и Восто ...

Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития
После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировалс ...