Истоки национальных проблем и их проявление в Титовской Югославии
Страница 2

Исторические материалы » Национальные проблемы СФРЮ в 70-е 80-е гг. ХХ в. » Истоки национальных проблем и их проявление в Титовской Югославии

В 1966г. на 6 пленуме ЦК СКЮ в результате заговора Ранкович и многие его сотрудники были отстранены от должностей. Стало ясно, что цель политики состоит в реорганизации государства на конфедеративной основе. Результаты не заставили себя ждать. Случай Ранковича вызвал вспышку антисербского шкиптарского террора в Косове и Метохии. Стал распространяться миф о «сербской гегемонии», и многие ему верили. С падением Ранковича, потерпела крах политическая система Тито. Были ослаблены общие связующие нити государственной сплоченности. Таким образом была создана благоприятная ситуация для проявления сепаратизма.

Благоприятным моментом первыми сумели воспользоваться шкиптары в Косове и Метохии. Они развернули борьбу против «сербской полицейской власти». В течение всего 1968г. не прекращались массовые демонстрации, захлестнувшие почти все города этой области. Шкиптары нападали на исторические сербские реликвии, а чаще всего на сербское население. В результате тысячи сербских семей бежали от преследований. По некоторым статистическим данным в период с 1961-1971гг. только в Сербию бежали 34227 человек, число беженцев в Черногорию и за границу неизвестно. Ответ государства на столь суровый вызов был мягким. Причинами эксцессов назывались «ранковичевщина» и «прежние сербские насилия». Вновь ожила стратегия Павелича усиливать юный фронт в борьбе против сербов. А сербы не обращали особого внимания на все более дерзкие вылазки шкиптаров, даже на вооруженные вылазки диверсантов, каких было много в 1968-1971гг. В этот период было разоблачено 8 групп, в которых орудовало 618 бандитов. Тревожные признаки сепаратизма появились и в другом сербском крае, Воеводине. Зазвучали голоса пользовавшихся большими привилегиями местных «сербов Тито», боровшихся за автономию под руководством малочисленных «хорватов», которые действовали в духе великохорватской политики.

Аналогичная антисербская методология применялась и в Македонии, где новонациональные «конвертиры» страстно стремились к самоутверждению на антисербской основе.

После 1968 г., когда от власти в Хорватии были отстранены догматические последователи деклараций Тито, в основном местные сербы, на их место пришли хорватские националисты во главе с Савкой Дапчевич-Кучар. Новое руководство сразу же осудило политику федерации, потребовало раздела экономических полномочий и перехода на рыночную экономику (но с хорватскими особенностями). Его поддерживали силы, которые под руководством Матицы хорватской добивались независимости Хорватии от Югославии. Последовал десятый пленум ЦК Союза коммунистов Хорватии (январь 1970г.), лишивший каких бы то ни было властных полномочий всех противников национального хорватского курса. Встала на ноги вся хорватская общественность, требуя «свести счеты» и оспаривая все основы федерации. Это массовое движение в Хорватии получило название «маспок» («хорватская весна»). Под ударами «маспока» оказались сербы, а в сущности именно у них были причины требовать «сведения счетов», поскольку централистское устройство страны больше всего ущемляло их интересы. В 1971г. апологеты «маспока» стали требовать такой реформы федерации, которая ускорила бы продвижение к созданию независимого хорватского государства. Поведение загребских сепаратистов стало к тому времени настолько агрессивным, что начало угрожать даже власти Тито, а уж этого он никак не мог позволить, и вскоре с его стороны последовали картельные меры. На пленуме 1971 г. в Караджорджеве вожди «маспока» были смещены.

Страницы: 1 2 3 4

Появление христианства на белорусских землях
В 8-9 вв. начинается массовое расселение славян по всей территории Беларуси. В начале они большими группами двигаются на север от р. Припять и быстро расселяются по Днепру, Двине, Березине и Неману, заполняя своей этнической массой всю Беларусь. Одной из самых важных этнических примет славян являются их захоронения в круглых насыпях-кур ...

Международный женский день (8 марта)
Впервые в России он был отпразднован в1913 году в Санкт-Петербурге. С 1966 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года праздник Восьмое марта стал нерабочим днем. ...

Освободительная борьба украинского народа 17в.
Украинские земли в первой половине XVII в. входили в состав Полыни, Венгрии, Османской империи и России. Усиление феодальной эксплуатации в Речи Посполитой особо проявились на украинских и белорусских землях. Велись насильственные захваты земель на Украине. Крестьяне и жители городов — мещане нещадно эксплуатировались панами. они платил ...