Национальные проблемы после Тито. Распад Югославии
Страница 1

Исторические материалы » Национальные проблемы СФРЮ в 70-е 80-е гг. ХХ в. » Национальные проблемы после Тито. Распад Югославии

При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. Но в мае 1980г. Тито умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система никак не могла добавить стране стабильности.

Усугубляло ситуацию еще и то, что в рассматриваемый период происходил распад социалистической системы. Он был неизбежен, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. Сложность состояла в том, что кризис национальных отношений накладывался на политический кризис, необходимость трансформации государственного строя, на экономические сложности. Таким образом, образовался целый комплекс проблем, каждая из которых требовала немедленного решения, что было в принципе невозможно в условиях существующей в государстве политической неустойчивости почти сравнимой с анархией. Трансформация государственного строя в Югославии происходила в тесной связи с дезинтеграцией национальной федерации. На протяжении 80-х гг. развивался острый конфликт между группировками республиканских властных элит – кадрами старой партийной номенклатуры и представителями молодой национальной бюрократии этноцентристского толка. Те и другие аппелировали к националистической интеллигенции и широко использовали демократические и популистские лозунги. Усилилась критика конституции 1974г.

С начала 80-х гг. Югославию охватил глубокий кризис, а то что политические лидеры, стремясь захватить как можно больше власти спекулировали национальными идеями как минимум грозило продлением периода нестабильности. Ограничение реформ после 10 съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия («нациократия»). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция «национальной экономики», когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правительство все больше теряло контроль. А республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985г. безработица составляла 15 %, инфляция – 100%, внешний долг приблизился к 20 млрд. долларов США. Вместо кардинальной общественно-политической и экономической реформы югославские руководители предложили программу «стабилизации», которая с самого начала не выполнялась.

Кризис усилился событиями в автономном крае Косово, сердце средневекового сербского государства, но к середине 80-х населенном уже более чем на 80 % этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время Второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем масштабе стали покидать Косово. В период с 1971 по 1981гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию.

Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели, в конце концов, к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунистическую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии.

Страницы: 1 2 3 4

Введение.
История древнего Востока - это история древнейших классовых обществ на нашей планете. В Европе лишь цивилизации, возникшие на островах и, полу-островах Эгейского моря, могут быть по древности сравнены с некоторыми относительно более поздними из древневосточных цивилизаций. Почему же самые древние в мире классовые общества возникли на ...

Особенности государственного управления, социальной структуры Руси и экономического развития
После династического переворота Олега произошло объединение Северной Руси и Киевского Полянского государства. В этой протодержаве монархического типа отсутствовали какие-либо границы, не было единых законов, а подчинение центру заключалось в уплате дани великому князю. В течение всего существования Киевской Руси доход князей формировалс ...

Семибоярщина
Чтобы прекратить польскую интервенцию, лидеры «семибоярщины» решили пригласить на русский престол польского королевича Владислава (сын Сигизмунда III), но при условии, что он примет православие и будет править вместе с боярами и Земским собором. Многие, в том числе патриарх Гермоген, были против такого выбора. Тем не менее, после получе ...