Национальные проблемы после Тито. Распад Югославии
Страница 1

Исторические материалы » Национальные проблемы СФРЮ в 70-е 80-е гг. ХХ в. » Национальные проблемы после Тито. Распад Югославии

При жизни Тито югославским руководителям еще удавалось сдерживать нараставшие кризисные явления во всех областях жизни общества. Но в мае 1980г. Тито умер. Вместо него страной стали управлять два коллегиальных органа: Президиум СФРЮ и президиум ЦК СКЮ. Эти органы, включавшие по одному представителю от каждой республики и автономного края, в порядке строгой очередности избирали сроком на один год председателя. Такая система никак не могла добавить стране стабильности.

Усугубляло ситуацию еще и то, что в рассматриваемый период происходил распад социалистической системы. Он был неизбежен, но сценарии смены государственного строя зависели от наследия социалистической эпохи. Сложность состояла в том, что кризис национальных отношений накладывался на политический кризис, необходимость трансформации государственного строя, на экономические сложности. Таким образом, образовался целый комплекс проблем, каждая из которых требовала немедленного решения, что было в принципе невозможно в условиях существующей в государстве политической неустойчивости почти сравнимой с анархией. Трансформация государственного строя в Югославии происходила в тесной связи с дезинтеграцией национальной федерации. На протяжении 80-х гг. развивался острый конфликт между группировками республиканских властных элит – кадрами старой партийной номенклатуры и представителями молодой национальной бюрократии этноцентристского толка. Те и другие аппелировали к националистической интеллигенции и широко использовали демократические и популистские лозунги. Усилилась критика конституции 1974г.

С начала 80-х гг. Югославию охватил глубокий кризис, а то что политические лидеры, стремясь захватить как можно больше власти спекулировали национальными идеями как минимум грозило продлением периода нестабильности. Ограничение реформ после 10 съезда СКЮ и усиление роли республик и краев привело к тому, что в стране резко усилилась национальная партийно-государственная бюрократия («нациократия»). Победила тенденция, когда свобода гражданина в целом заменялась свободой нации. Возникла концепция «национальной экономики», когда каждая республика стремилась защищать от конкуренции свои предприятия за счет предприятий других республик. Это приводило к экономическому обособлению. Хрупкий общеюгославский рынок стал распадаться на шесть республиканских. Каждая республика стремилась сама все для себя производить. Центральное правительство все больше теряло контроль. А республики набирали все больше иностранных займов, которыми не могли эффективно распорядиться. К концу 1985г. безработица составляла 15 %, инфляция – 100%, внешний долг приблизился к 20 млрд. долларов США. Вместо кардинальной общественно-политической и экономической реформы югославские руководители предложили программу «стабилизации», которая с самого начала не выполнялась.

Кризис усилился событиями в автономном крае Косово, сердце средневекового сербского государства, но к середине 80-х населенном уже более чем на 80 % этническими албанцами. Албанское население края особенно выросло за счет переселенцев из Албании во время Второй мировой войны, когда никаких границ не существовало. Сказывался и традиционно большой естественный прирост албанского населения. Славянское население края (сербы и черногорцы) под давлением албанцев во все большем масштабе стали покидать Косово. В период с 1971 по 1981гг. оно уменьшилось на 35%. В то же время албанское население чувствовало себя ущемленным по отношению к другим народам Югославии: по своему количественному составу оно занимало уже третье место после сербов и хорватов, но не имело равных с ними прав; по качеству жизни албанцы прочно занимали последнее место. В марте 1981г. в Косово прошли демонстрации с требованиями предоставления краю статуса республики. Это было воспринято в Белграде как первый шаг к объединению Косово с Албанией. Демонстрации были разогнаны с применением военной силы, но с тех пор тлеющий очаг напряженности в Косово никогда не загасал. Относительный порядок в крае мог держаться только благодаря сербскому военному присутствию.

Непрекращающиеся волнения албанцев в Косово привели, в конце концов, к ответному движению в Сербии. Центром сербского национального движения стала сербская академия наук и искусств, которая обвинила коммунистическую партию в 45-летней антисербской деятельности, в создании антисербской коалиции в Югославии.

Страницы: 1 2 3 4

Предпосылки перестройки
Десять лет назад руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Верно и то, что она носит затяжной, мучительный характер. В последнее время все ...

Назревание конфликта между Севером и Югом
В первой половине Х1Х в., когда движение на западные земли приобрело массовый характер, оформились два потока колонизации – северный и южный, из свободных и рабовладельческих штатов. Несмотря на то что обе системы – рабства и свободного капитализма – сосуществовали в одном государстве, конституции северных штатов запрещали рабство. Их ...

Сталинградская битва
Пре­лю­ди­ей лю­бой вой­ны слу­жит ка­кая-ли­бо ди­пло­ма­ти­че­ская дея­тель­ность. По­это­му рас­смот­рим ха­рак­тер внеш­ней по­ли­ти­ки СССР и Гер­ма­нии в 30-х — на­ча­ле 40-х го­дов два­дца­то­го ве­ка. В 1933 го­ду Адольф Гит­лер стал но­вым рейхс­канц­ле­ром Гер­ма­нии. Ре­зуль­та­том это­го ста­ла рез­кая сме­на кур­са внеш­не ...