Феодальное государство в Японии
Страница 1

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"-императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную.

Все жители объявлялись непосредственными подданными императора-"тэнно" (букв. "небесный", т. е. верховный).

При императоре, власть которого передавалась по наследству, был создан обширный государственный аппарат. Важное место в государстве занимал Верховный государственный совет (Дадзёкан) во главе с первым министром (дайдзёдайдзином), которому были подчинены восемь департаментов. Главными из них были военный, судебный и финансовый (ведомство сокровищ).

Несмотря на обожествление императора, власть его не была неограниченной. Он делил ее с главами крупных феодальных домов. Все важные должности в государстве занимали члены императорского дома или других крупных феодальных домов, главы которых часто оттесняли императора на второй план и фактически управляли страной.

С 645 года в Японии было введено территориальное деление страны на провинции (куни) и уезды (чун), во главе которых стояли назначаемые из местной феодальной аристократии (чунси) губернаторы и уездные начальники. В это же время в Японии вводится система "пятидворок" объединений пяти соседских крестьянских дворов, связанных круговой порукой в выполнении всех повинностей крестьян перед государством и общиной. От трех до пяти пятидворок входили в сато квартал городской или сельский. Малый уезд (кото) состоял из трех сато, средний (тютю) из большего числа сато (до тридцати), большой (дейто) из 40 сато. В ведении огромной армии уездных начальников, их помощников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами отработочной повинности, обширные судебные и полицейские функции и проч.

На смену родовой дружины в раннефеодальном государстве Японии пришла постоянная армия, создававшаяся из рекрутов-крестьян, снаряжаемых сельской общиной. В ранний период военное дело не было отделено от земледельческого труда. Отделение это произошло в период феодальной раздробленности, которая способствовала концентрации военной силы в руках местных феодалов и формированию особого военно-феодального сословия самураев-профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов.

Этот процесс был ускорен обострением классовых противоречий, многочисленными выступлениями японских крестьян, для борьбы с которыми и создавались эти первые самурайские феодальные дружины.

Углубление процесса классовой дифференциации японского общества находило отражение и в особом мировоззрении японских самураев, особом кодексе чести (бусидо, букв. "путь самурая и воина") с ярко выраженным презрением к крестьянскому труду, с конфуцианскими принципами верности и беспрекословного подчинения отцу, сюзерену, государю.

Многочисленные буддийские секты, стремившиеся играть не только идеологическую, но и большую политическую роль в стране, создавали свои вооруженные отряды из монахов-воинов (сохэй).

К концу XIII века в Японии оформляются ленные отношения, складывается система иерархической вассальной зависимости между отдельными представителями феодального класса.

Страницы: 1 2 3

Начало деятельности историка
Время обучения для Ключевского совпало с крупнейшим событием в жизни страны – буржуазными реформами начала 1860-х годов. Он был противником крайних мер правительства, но не одобрял и политических выступлений студенчества. Предметом выпускного сочинения в университете Сказания иностранцев о Московском государстве в 1866 году Ключевский и ...

Шанское государство.
Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эпоха которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню , а тот - великому Юю , с правления которого власть стала пер ...

Выбор курса развития экономики в послевоенное время
Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: поддержать ли и связать наметившиеся во время войны направление эволюции или же отвергнуть их и вернуться к модели развития 30-х годов. Эти важнейшие вопросы стали предметом напряженной дискуссии при рассмотрени ...