Развитие науки, промышленности и транспорта
Страница 1

Исторические материалы » Промышленный переворот в Англии » Развитие науки, промышленности и транспорта

Превращение Англии в "фабрику мира". Ограбление колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовило создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

Само развитие изобретательской и научной мысли в Англии не было случайным, а явилось закономерным результатом отношения общества к вопросам развития образования и науки. Так, еще в самом начале периода Реставрации, в 1662 г., в Лондоне оформилось Королевское общество, игравшее роль английской Академии наук. Основным принципом этой первой английской научной организации (если не считать университетов) был отказ от схоластики и догматических методов "доказательств". Только наблюдение за жизнью природы, эксперименты и точный математический расчет признавались в кругах Королевского общества подлинной наукой. Считалось само собой разумеющимся, что данные науки не могут прийти в противоречие с учением церкви. Автор первой истории Королевского общества епископ Спарт, прославляя труды ученых, утверждал, что за исключением Бога и души "они вольны судить, как им заблагорассудится".

В течение XVIII в. в Англии появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. Поскольку Оксфорд и Кембридж еще полностью не преодолели чисто гуманитарного направления, главные успехи этого периода были достигнуты в шотландских университетах (Глазго, Эдинбурге), в университетах крупных промышленных центров — Манчестере и Бирмингеме. Кроме того, возникли учебные заведения нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых давалось высшее научно-техническое образование. Наконец, в 1799 г. В Лондоне был основан Королевский институт — научно-учебное заведение, ставившее своей целью "распространение познания и облегчение широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований".

К началу XVIII в. в Англии существовала достаточно развитая система начального образования, совершенствованием которой занимались различные религиозно-благотворительные общества, такие как "Общество распространения Евангелия", "Общество распространения христианских знаний" и особенно созданное в 1750 г. "Общество распространения религиозных знаний среди бедных". К началу XIX в. начальные школы существовали в 2/3 приходов.

В1802 г. впервые в истории Англии был издан закон об образовании. Этим законом предприниматели обязывались создавать фабричные школы, в которых фабричные и ремесленные ученики должны были обучаться в течение четырех лет одновременно с работой на производстве.

Для подготовки технически образованных предпринимателей с XVIII в. наряду с классическими закрытыми средними школами для детей верхов общества появились реальные средние школы, главным образом в промышленных центрах.

Здесь внимание учителей было сосредоточено на естественных науках и новых языках. Высшее техническое образование давалось в университетах и Королевском институте.

Таким образом, в Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII — первой половине XIX в., принадлежали именно англичанам.

В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира. Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.

С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли — производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г. механик Дж.Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое.

В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства — прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д. Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Строительство Советского государства. Государство диктатура пролетариата – главное орудие построения социализма
Рожденное Великой Октябрьской социалистической революцией Советское социалистическое государство являлось государством диктатуры пролетариата и таковым оставалось до полной и окончательной победы социализма в СССР, когда оно переросло в общенародное социалистическое государство. Что такое диктатура пролетариата, и какова была ее истори ...

Топография Старой Рязани
Хозяйственное освоение окского правобережья почти на 10-километровом отрезке от дер. Фатьяновка на севере до дер. Никитине на юге было обусловлено исключительно благоприятными природными условиями. Так называемый северный чернозем южнее Рязани — переход от среднерусских дерновых суглинков на лёссе, распространенных узкой полосой по прав ...

Отечественная война 1812 г.
Отечественную войну 1812 г. следует выделить как особый этап внешнеполитической деятельности России. Война была вызвана обострением отношений между Россией и Францией. Основными причинами войны явились: участие России в континентальной блокаде Англии (к 1812 г. Россия практически перестала выполнять условия блокады); гегемония Франции в ...