Развитие науки, промышленности и транспорта
Страница 1

Исторические материалы » Промышленный переворот в Англии » Развитие науки, промышленности и транспорта

Превращение Англии в "фабрику мира". Ограбление колоний систематически приносило Англии колоссальные богатства. Капиталистам предпринимателям, создававшим крупные централизованные мануфактуры, легко было найти средства для их расширения и введения самых дорогих усовершенствований, если только они обещали высокие прибыли. Развитие мануфактур подготовило создание машин, а наличие свободных капиталов обеспечило их быстрое распространение и практическое применение изобретений и усовершенствований.

Само развитие изобретательской и научной мысли в Англии не было случайным, а явилось закономерным результатом отношения общества к вопросам развития образования и науки. Так, еще в самом начале периода Реставрации, в 1662 г., в Лондоне оформилось Королевское общество, игравшее роль английской Академии наук. Основным принципом этой первой английской научной организации (если не считать университетов) был отказ от схоластики и догматических методов "доказательств". Только наблюдение за жизнью природы, эксперименты и точный математический расчет признавались в кругах Королевского общества подлинной наукой. Считалось само собой разумеющимся, что данные науки не могут прийти в противоречие с учением церкви. Автор первой истории Королевского общества епископ Спарт, прославляя труды ученых, утверждал, что за исключением Бога и души "они вольны судить, как им заблагорассудится".

В течение XVIII в. в Англии появились многие научные центры, которые занимались подготовкой кадров как для науки, так и для промышленности. Поскольку Оксфорд и Кембридж еще полностью не преодолели чисто гуманитарного направления, главные успехи этого периода были достигнуты в шотландских университетах (Глазго, Эдинбурге), в университетах крупных промышленных центров — Манчестере и Бирмингеме. Кроме того, возникли учебные заведения нового типа, так называемые диссидентские академии, в которых давалось высшее научно-техническое образование. Наконец, в 1799 г. В Лондоне был основан Королевский институт — научно-учебное заведение, ставившее своей целью "распространение познания и облегчение широкого введения полезных механических изобретений и усовершенствований".

К началу XVIII в. в Англии существовала достаточно развитая система начального образования, совершенствованием которой занимались различные религиозно-благотворительные общества, такие как "Общество распространения Евангелия", "Общество распространения христианских знаний" и особенно созданное в 1750 г. "Общество распространения религиозных знаний среди бедных". К началу XIX в. начальные школы существовали в 2/3 приходов.

В1802 г. впервые в истории Англии был издан закон об образовании. Этим законом предприниматели обязывались создавать фабричные школы, в которых фабричные и ремесленные ученики должны были обучаться в течение четырех лет одновременно с работой на производстве.

Для подготовки технически образованных предпринимателей с XVIII в. наряду с классическими закрытыми средними школами для детей верхов общества появились реальные средние школы, главным образом в промышленных центрах.

Здесь внимание учителей было сосредоточено на естественных науках и новых языках. Высшее техническое образование давалось в университетах и Королевском институте.

Таким образом, в Англии сложилась и действовала достаточно стройная для того времени система образования и подготовки специалистов, поэтому не случайно, конечно, что крупнейшие открытия и изобретения в науке и технике, сделанные в XVIII — первой половине XIX в., принадлежали именно англичанам.

В Англии XVIII в. складываются все необходимые условия для развития изобретательской мысли: 1) достаточное количество денежных средств, позволявших субсидировать научные исследования; 2) достаточно образованное общество, которое воспринимало все новое, что появлялось в мире науки; 3) конкуренция со стороны других государств мира. Поэтому не случайно первые изобретения были сделаны именно в отраслях хлопчатобумажного производства, чтобы уничтожить хлопковую отрасль Индии, а затем в металлургической промышленности, так как металла требовалось все больше для развития собственной промышленности.

С полным превращением Индии в колонию Англии предприниматели увеличивают вывоз хлопка, перерабатывая его непосредственно в метрополии. Так как производство хлопковых тканей было достаточно новым делом для английских предпринимателей, а внутренний рынок требовал вытеснения традиционной отрасли — производства шерстяных и суконных тканей, хлопковые ткани должны были быть дешевыми и достаточно качественными, что было возможно только при условии их массового, т.е. машинного, производства. Так, в 1733 г. механик Дж.Кей изобрел летучий челнок, который повысил производительность труда ткача вдвое.

В 1785 г. Э.Картрайт изобрел механический ткацкий станок, производительность которого в 40 раз превышала производительность ткача, работавшего вручную. Параллельно шло быстрое развитие механизации и в другой составной части хлопчатобумажного производства — прядении. Уже в 1738 г. была создана первая прядильная машина, в которой был механизирован процесс прядения, хотя вся машина приводилась в действие еще вручную. Ткач Д. Харгривс изобрел в 1765 г. более совершенную механическую прялку, на которой можно было работать сразу многими веретенами (до 20), но и эта механическая прялка в движение приводилась рукой человека.

Страницы: 1 2 3 4 5

Теория стоимости
В теории стоимости Смит различал потребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Первая позволяет непосредственно удовлетворять потребности человека, вторая дает возможность приобретать другие предметы. Эти виды стоимости не совпадают (алмаз имеет малую полезность и огромную меновую стоимость, а вода наоборот). Для экономики ...

Развитие транспортной системы. Железнодорожное строительство
Наиболее заметным явлением в развитии транспортной системы России стало бурное строительство железных дорог. Так, в 1860 г. в стране имелось только 1,5 тыс. верст железных дорог, в 1871 г. - 10 тыс., а уже в 1881 г. - 21 тыс. верст. Железнодорожное строительство стимулировало развитие сельского хозяйства и промышленности (металлургия, м ...

Создание внутренних войск и их деятельность в 1917 - 1941 гг.
Государственное строительство после победы Великой Октябрьской социалистической революции проходило в условиях гражданской войны и иностранной военной интервенции, противодействия контрреволюционных сил и роста преступности. Обострение классовой борьбы в стране потребовало от новой власти создания правоохранительных и репрессивных орган ...