Развитие науки, промышленности и транспорта
Страница 3

Исторические материалы » Промышленный переворот в Англии » Развитие науки, промышленности и транспорта

В конце XVIII в. Ж. Макадом разработал и предложил способ твердого покрытия поверхности дороги, что дало возможность осуществлять перевозки на конной тяге значительно быстрее в любую погоду.

Развитие внутреннего рынка и необходимость быстрой передачи информации на значительные расстояния привели к открытиям в области связи. Так, в 1837 г. У. Кук и Ч. Уинстон получили патент на электромагнитный телеграфный аппарат, а в 1847 —1852 гг. была проложена телефонная линия между портами Дувр и Кале.

Развитие транспортной системы и средств связи дало еще более мощный толчок экономическому развитию всей страны. Так, значительно увеличилось производство металла — с 68 тыс. т. в 1788 г. до 250 тыс. т в 1806 г. — и продолжало расти в последующие годы. Быстро росла тяжелая промышленность в центральных графствах страны: Стаффордшире, Западном Йоркшире, Южном Уэльсе. Железо стали использовать в самых разнообразных областях. В 1779 г. был построен первый железный мост через р. Северн в Колбрукдейле, изготовленный целиком из литых чугунных деталей (с пролетом 31 м и высотой над водой 12 м). В 1787 г. А.Дерби (сын изобретателя нового метода плавки чугуна и владельца крупнейших металлургических заводов) получил от Общества искусств золотую медаль за модель этого моста.

Выплавка более высококачественных сортов железа и уменьшение примесей в нем дали возможность изготовлять более усовершенствованные инструменты. Во второй половине столетия был изобретен токарный станок с суппортом, а также строгальный станок, благодаря чему механики получили возможность обрабатывать детали с точностью до малых долей дюйма. Без достижений технического прогресса нельзя было бы изготовлять сложные машины, столь необходимые на крупных производствах, и именно благодаря ему оказалось возможным ввести взаимозаменяемость деталей, которая стала характерной чертой массового производства полвека спустя.

Подлинно революционным событием в области транспорта явилось изобретение механика самоучки Д.Стефенсона, усовершенствовавшего паровую машину и создавшего паровоз, который двигался с колоссальной для того времени скоростью — 20 миль в час. Этого рекорда Стефенсон добился на первой в мире железнодорожной линии Стоктон — Дарлингтон в 1825 г., и с этого момента начинается строительство железных дорог сначала в весьма ограниченных масштабах, а затем с лихорадочной скоростью.

Век железных дорог положил начало огромному росту всех отраслей промышленности, он ознаменовал собой укрепление монополии британских фабрикантов и начало развития современной тяжелой промышленности. Экспорт возрос с 69 млн. ф.ст. в 1830 г. до 157 млн. ф.ст. в 1850 г.; началось усиленное развитие некоторых главных отраслей промышленности, особенно угольной и металлургической. В 1830 г. выплавлялось 678 тыс. т чугуна, в 1852 г. — до 270,1 тыс. т. Добыча угля возросла с 10 млн. т в 1800 г. до 100 млн. т в 1865 г.

Англия не только являлась первой страной, создавшей у себя необходимую ей железнодорожную сеть, она вскоре начала также строить железные дороги, получая от этого огромные барыши во всех странах мира, особенно в колониальных и полуколониальных, не имевших достаточно плотного населения или достаточной концентрации капитала для того, чтобы строить их самостоятельно.

В этих странах железные дороги не только строились британскими подрядчиками, но и финансировались займами, получаемыми из Лондона. Началась новая фаза британской торговли. Приблизительно до 1850 г. экспорт преимущественно состоял из предметов широкого потребления и главным образом хлопчатобумажного текстиля. Хотя текстиль и оставался самой крупной статьей экспорта, но наряду с ним за границу начали вывозить все большее количество рельсов, паровозов, железнодорожных платформ, а также всевозможных машин.

Железная дорога и развивавшееся попутно пароходство дали также возможность осуществить второй вид эмиграции, принявшей гораздо более крупные размеры, чем раньше. В 1837 г. началась колонизация Новой Зеландии. В 1840 г. число поселенцев в Австралии стало так велико, что ее фактически перестали использовать в качестве места, куда ссылали преступников на каторжные работы. Много людей эмигрировало в Канаду.

Таким образом, промышленная революция, продолжавшаяся в Англии с 60х гг. XVIII в. и до 30х гг. XIX в., преобразовала страну в индустриальную державу.

Великобритания все больше превращалась в индустриальную "мастерскую мира". Установилась английская мировая промышленная и торговая монополия. Росту внешнеторгового оборота способствовало осуществление правительством Р.Пиля (премьер-министр в 1841—1846 гг.) программы свободной торговли. В июне 1846 г. промышленная буржуазия, несмотря на сопротивление земельной аристократии, добилась отмены хлебных законов, после чего были значительно снижены ввозные тарифы на многие виды продовольствия и сырья. Правительство Дж. Рассела (премьер-министр в 1846—1852 гг.), продолжавшее фритредерскую политику, в 1849 г. отменило навигационные акты, сыгравшие в XVII—XVIII вв. большую роль в защите морской торговли от иностранной конкуренции, но потерявшие свое значение с ростом торгово-промышленной мощи Великобритании.

Страницы: 1 2 3 4 5

Гражданин мира
Лучшим подарком, который привёз Тагор из своей поездки в Англию, были не почести, осыпавшие его, а дружеские отношения, которые он завязал со многими замечательными мыслителями Запада. Они расширили его гуманистическое мировоззрение, они углубили его понимание интеллектуальных и духовных потребностей, побудивших западную культуру к её в ...

Предпосылки формирования средневековой философии
Средневековая мысль складывается как синтез двух традиций - "Афин" и "Иерусалима", из которых первая представляет собой именно философскую традицию, т.е. выросший на греческой почве культ созерцания - теории - как усмотрения сущностей (ответ на вопрос о сущности есть ответ на вопрос "Что это такое (есть)?") ...

Политический кризис Речи Посполитой. Разделы Речи Посполитой
Причины разделов РП заключались, прежде всего, во внутриполитическом положении самой страны. Оно характеризовалось как политический кризис или безвластие. Такое положение стало результатом злоупотребления шляхетскими вольностями. На заседаниях сейма еще со второй половины XVI в. действовало право «либерум вето». Согласно ему, если хотя ...