Начало освободительной войны украинского народа против польской шляхты
Страница 2

Исторические материалы » Гетманщина второй половины XVII - конца XVIII века » Начало освободительной войны украинского народа против польской шляхты

Когда Б. Хмельницкий обратился к населению Украины с призывом поддержать борьбу с польской шляхтой, нарушающей веления короля, он обещал предоставить всем участникам движения казачий статус. Именно с лета 1648 года развернулась жестокая крестьянская война под лозунгом «змішати ворожу кров у полі з жовтим піском»,

Волна народного гнева обрушилась не только на польско-литовскую шляхту, но и на униатов, ополяченных украинцев, евреев.

После первых побед над польскими войсками, которые гетман назвал «іграшками», он вступил в переговоры с Варшавой. Еще в мае 1648 г. скончался покровитель Хмельницкого и казачества- Владислав 4, поэтому гетман намеревался включиться в кампанию выборов нового короля. В этот период у него нет более важной и жгучей задачи, чем утоление личной обиды, поэтому в своих письмах он постоянно подчеркивал, что война началась из-за проступка Чаплинского, и требовал его выдачи. Для гетмана пока непреложной оставалась и другая цель: обеспечить восстановление привилегий и прав казачества в обмен на верную их службу польской короне.

2(12) июня 1648 года в польскую столицу отправились послы гетмана во главе с Вешняком (Якубовичем). Они обратились к сейму с просьбой установить 12 тыс. казачий реестр, вернуть прежние вольности и права, а православным - отобранные униатами церкви. Хотя представителям казачества в Варшаве пообещали многое, среди польской верхушки крепла идея подавить восстание с помощью репрессий и грубой силы. Поэтому наряду со сформированной сеймом комиссией для переговоров с Хмельницким была сконцентрирована против восставших 100-тыс. армия. Но 13(23) сентября 1648 г. под Пилявцами объединенные полки казачества и крымских татар разгромили часть вражеского войска, а остальные просто сбежали с поля боя. Осадив Львов, Замостье и Дубно, гетман не стал штурмовать их, удовлетворившись выкупом. Вряд ли он опасался, как утверждают некоторые историки, что в случае наступления на польские столицы папа Римский мог объявить крестовый поход против повстанцев. Причина отказа от продолжения военных действий логически была иной: гетман лелеял надежду найти общий язык с новым королем Яном-Казимиром, для чего в конце ноября 1648 г. в Варшаву отправились казацкие послы.

Одновременно Б.Хмельницкий активно ищет союзников и протекторов, обращаясь с просьбами о помощи то к московскому царю Алексею Михайловичу, то к турецкому султану.14(24) декабря 1648 года войска Б.Хмельницкого вступили в Киев. На Софийской площади гетмана торжественно встречало население, посланцы Молдавии, Турции, Трансильвании, России. Студенты и преподаватели Киево - Могилянского коллегиума приветствовали его как украинского Моисея, а иерусалимский патриарх Паисий сравнивал с Константином Великим. В то же время в течение трех суток киевская чернь убивала и топила в Днепре неправославную шляхту.

Видимо, по просьбе Б.Хмельницкого патриарх Паисий вскоре уехал в Москву в сопровождении казачьего конвоя, где просил царя принять под свою протекцию Низовое Войско Запорожское.

С января 1649 г. в сохранившихся для истории универсалах Б. Хмельницкого исчез тезис о личной обиде как причине выступления против шляхты, и говорилось о борьбе за православную веру, обеспечении прав всех сословий, проживавших в Украине. На переговорах в Переяславе (февраль 1649) с польской делегацией во главе с киевским воеводой А.Киселем гетман заявил: Львов, Галич, Холм и прилегающие к ним земли должны отойти под казачью юрисдикцию, унию необходимо уничтожить, чернь намереваюсь поддерживать, ибо это моя правая рука. Согласно обоюдной договоренности, воинские части обеих сторон не имели права переходить условную границу по реке Горынь и с 24 февраля до 28 мая заключалось перемирие.

Страницы: 1 2 3 4

Эволюция идеологии турецкого национализма
Турецкий национализм, тюркизм после начала кемалистской секуляризации постепенно становится второй религией Турции. Принятие этой религии не стало препятствием к европеизации – наоборот, цивилизованная Европа 20–30–40 годов, во всяком случае ее значительная часть, сама являла такие образцы крайнего национализма, о которых ныне цивилизов ...

Заключительные выводы
Степан Осипович Макаров широко известен как кораблестроитель, океанолог, изобретатель, боевой моряк и флотоводец. Всю свою деятельность он подчинял одному делу — повышению боеготовности отечественного флота. Вице-адмирал Макаров вошел в историю развития морского флота прежде всего как выразитель прогрессивных традиций русского флота на ...

Византийская рукописная книга
1.3.1 Византийская империя и византийские скриптории В то время как Западно-Римская империя пала под натиском германских завоевателей, на востоке продолжала существовать византийская империя, преемственно сохранившая большинство элементов греческой культуры. Византийская империя, могущество которой поддерживалось правящим классом - зе ...