Происхождение и ранняя история славян
Страница 3

Исторические материалы » Восточные славяне » Происхождение и ранняя история славян

В конце II – начале III вв. в Севернопричерноморском регионе складывается черняховская культура, охватывающая в III-IV вв. территорию от нижнего Дуная на западе до Северского Донца на востоке. Являясь полиэтничной, она включала и готский, и сарматский, и гетто-дакский, и славянский компоненты. Черняховское население оставалось пестрым в этническом отношении вследствии кратковременности черняховской культуры и незавершенности ассимиляционных процессов. Конец черняховской культуры был связан с нашествием гуннов.

К этногенезу славян, имеют отношение два региона черняховской культуры – Верхнеднестровский и Подольско-Днепровский.

Первый регион охватывает бассейн верхнего течения Днестра со смежными землями верховьев Западного и Южного Буга, Стыри и Горыни. Это область становления черняховской культуры на основе волыно-подольской группы пшеворской культуры. Спецификой этого региона является крайняя малочисленность скифо-сарматских и готских (вельбарских) компонентов. Это позволяет сделать вывод о заселении Верхнеднестровского региона в позднем римском периоде преимущественно славянами. В начале средневековья на базе древностей этого региона развивается пражско-корчакская археологические культура, носителями которой было праславянское диалектно-племенное образование, известное под этническим именем дулебы.

Подольско-Днепровский регион простирается от среднего течения Южного Буга до левобережья среднего Днепра, охватывая поднепровские земли – Среднее Поднепровье и поречье порожистой части Днепра. Основную массу населения этого региона составили потомки местных ираноязычных племен и расселившиеся славяне – носители пшеворской, а также полиэтничное население - носители зарубинецкой культур, игравшие более активную роль, в связи с чем здесь протекал постепенный процесс славянизации ираноязычного компонента. Имевший место в черняховской культуре ирано-славянский симбиоз оказал значительное воздействие не на весь славянский мир, а только на юго-восточную часть его. Иранское наследие проявляется и в формировании южной части восточного (будущие украинские и южнорусские говоры) и южного (болгарский, сербохорватский, македонский языки) славянства. Иранское начало имеют известные в восточнославянском язычестве божества Хорс и Симаргл.

Анты - это отдельное диалектно-племенное образование славян, сформировавшееся при активном участии иранского этнического компонента. Анты на иранских языках означает “живущие на украине, пограничные жители”. Согласно Иордану, анты заселяли лесостепную полосу междуречья Днестра и Днепра. В конце IV в. имела место война готов с антами, в которой остготский король Винитарий все же разгромил антов и казнил их князя Божа с 70 старейшинами. Это позволяет предположить, что анты в IV в. имели собственное военно-политическое образование, сопоставимое с другими союзами племен того времени. Антское общество в IV в. было социально расслоенным и соответствовало зрелым формам военной демократии. Антами было создано раннегосударственное образование, во главе которого стоял вождь, власть которого приобрела наследственный характер.

Из антского ареала исходили славянские передвижения, приведшие к формированию раннесредневековых болгар, сербов, хорватов и македонцев. В начале средневековья на базе древностей этого региона развиваются две археологические культуры: пеньковская антов и именьковская в Среднем Поволжье.

К черняховскому времени восходят и другие бесспорные иранизмы в этнонимии юго-восточной части славянского мира. Таковы хорваты, сербы, русь. Племенное имя сербов связывается с иранской лексемой servi со значением ”страж скота, стеречь”. Этноним сербы получен от сарматов, которые под названием “servi Sarmatorum”упоминаются в источниках IV-V вв., этот индоиранский компонент вошел в праславянский мир со стороны Южного Побужья. Интересно тождество этнонимов ‘’sar-mat/har-vat‘’в значение ‘’женский, изобилующий женщинами‘’. Весьма вероятно и индоиранское начало этнонима русь, возводимого к иранской лексеме со значением “светлый, блестящий”. Этноним рос первоначально тяготел к побережью Черного и Азовского морей и Тавриды. Здесь существовал особый этнос росы. Взаимодействие славян с этим народом привело к перенесению индоарийского этнонима на часть юго-восточного славянства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Собор 1666-1667 годов
С самого начала церковной «реформы» активное участие в ней принял царь Алексей Михайлович. Он не только поддержал все начинания патриарха Никона, но и сам инициировал и контролировал ход событий. Так, во время собора 1658 года, объявившего двуперстие «Несториевой ересью», Алексей Михайлович голосовал за все решения первым. Тем самым он ...

Либеральное (реформаторское) народничество
Идеологи реформаторского народничества принадлежали к идейным наследникам великих учителей русской интеллигенции. Теоретически они прекрасно понимали, что истинный общественный прогресс "бывает только там, где общественное дело двигает не одна интеллигенция, а весь народ". С начала 1880-х гг. не только правонародническая &quo ...

Источники государственного дохода.
В Петровскую эпоху происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и пло­дородный юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины ...