Происхождение и ранняя история славян
Страница 5

Исторические материалы » Восточные славяне » Происхождение и ранняя история славян

В лесостепных землях междуречья Днестра и Днепра (включая часть его левобережья) черняховское население сохранилось после гуннского нашествия в большей степени и не покинуло мест своего обитания. Более того, анты сохранили свою военно-политическую организацию, но до распада гуннской державы подчинялись гуннским наместникам. Например, Аттила поставил своего старшего сына Эллака повелителем акациров (гуннского племени в Приазовье) и других причерноморских народов. В V-VII вв. в ареале черняховской культуры формируются новая культура – пеньковская, экономический уровень которой был ниже черняховской. Создателями пеньковской культуры были в основном потомки местного черняховского населения - анты, в среду которых переселялись из более северных земель Поднепровья носители киевских древностей (балты днепровской группы) и славяне, носители пражско-корчакской культуры.

После распада гуннской державы по смерти Аттилы и переселения ряда германских племен началась великая славянская миграция. Первая волна миграционного потока связана преимущественно со славянами, выходцами из южного Повисленья, которых византийские истории VI в. называют с(к)лавенами, а современные археологи - славянами пражско-корчакской культуры, датируемой второй половиной V – VII вв. и эволюционировавшей из южного ареала пшеворской культуры. Дальнейшее развитие пражско-корчакской культуры было неодинаково в разных землях. На Волыне и в Припятском Полесье в VII-VIII вв. в результате плавной эволюции на основе пражско-корчакских древностей складывается лука-райковецкая культура, носителей которой можно отождествлять с дулебами, названными в Повести временных лет. Славяне (венеты, упоминаемые Иорданом) суково-дзедзицкой культуры, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры, расселяются в области междуречья Эльбы и Одера и на побережье Балтики – Польское Поморье.

Вторая волна миграционного потока, частично, перекрывшая первую, связана со славянами – антами, началась в связи с вторжением в Европу аваров в середине VI в.

Нашествие аваров. Авары (обры древнерусских летописей) – кочевые племена варов и хионитов Северного Приаралья, вторглись в середине VI в. в Северное Причерноморье. Подчинив болгарское племя кутригуров, кочевавших в степях междуречья Дона и Днепра, и антов, и продвинувшись в Среднее Подунавье, куда еще ранее расселились дулебы, авары создали мощное объединение – Аварский каганат. В походах аваров на Византийскую империю участвовали и анты, свидетельствуют об этом византийские источники. Кроме того, византийские историки чаще всего называли антов, в последующем всех восточных славян, аварами и даже гуннами, не делая между ними различия. С 602 г. в византийских источниках не упоминается имя антов, что связано, скорее всего, с распадом военно-племенного союза антов на отдельные племенные образования хорватов, сербов, северов (упоминаемых в византийских источниках) и других славян, среди которых, возможно, были русы.

Русы в Средней Европе. С антской миграцией в Среднедунайский регион, которая в гунно-аварских походах достигла Баварии, связано распространение этнонима ”русь”. Географические названия, содержащие в своей основе этноним “русь” разрознено фиксируются в Нижней и Верхней Австрии, в Штирии, окрестностях Зальцбурга и Регенсбурга.

В вопросе идентификации этнонимов русь и руги весьма важно сообщение в Раффельштеттенском таможенном уставе 904/906 г. о двух славянских племенных группах – богемов и ругов. Вполне очевидно, что богемы – это чехи. Под термином Rugi в западноевропейских письменных памятниках X-XI вв. всегда имеется в виду Русь. Вполне вероятно, что данная традиция имеет более древние корни. Следовательно, и в уставе 904/906 г. под ругами подразумевались русы, только не из далекого русского Поднепровья, а из соседних с чешскими славянских земель. В округе Линца археологами выявлены славянские поселения и могильники VII-XI вв., а начиная с XI в. здесь получают распространения антропонимы, производные от этнонима русь. Следовательно, славяне именовались здесь русью. XI-XIII вв. были завершающимся этапом ассимиляции славянского, а не скандинавского, населения Баварии. Подобная картина наблюдается и в землях полабских славян.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

«Всемирный» характер исторического охвата хронографов
Е. Г. Водолазкин заостряет внимание на том, что различия между хронографией и летописанием как двумя типами исторического повествования в древнерусской литературе носят принципиальный характер, они соответствуют двум разным типам истории - всемирной и национальной. Хронографические сочинения были посвящены описанию всемирной истории, л ...

День Конституции Российской Федерации (12 декабря)
До 1977 года этот праздник отмечался 5декабря, в день принятия Конституции 1936 года. Затем праздник был перенесен на 7 октября (день принятия новой конституции СССР — «Конституции развитого социализма»). Традиция празднования Дня Конституции продолжена в современной России. 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Р ...

Губные учреждения.
Но всего этого оказалось недостаточно. Наместники и волостели, как кормленщики, больше всего заботившиеся о сборе своих доходов и потому заинтересованные в умножение преступлений, не проявляли должной инициативы и энергии в ограждении обществ от разбойников, воров и всяких лихих людей. В Москву со всех сторон стали приходить жалобы мест ...