Происхождение и ранняя история славян
Страница 2

Исторические материалы » Восточные славяне » Происхождение и ранняя история славян

Славяне в римское время

.

Следующий этап развития праславянского языка датируется временем от конца I тысячелетия до н.э. до III-V вв. н.э. В этот период происходят серъезные изменения в фонетике языка славян, получает развитие дифферинциация славянского языка. Эти довольно существенные изменения в развитии праславянского языка были обусловлены взаимодействием славян с другими этноязыковыми группами. В первые века нашей эры славяне заселяли части территорий двух археологических культур: пшеворской и черняховской. Эти культуры были крупными полиэтническими образованиями провинциальноримского облика.

Пшеворская культура. Славяне, кельты и германцы. Около 400 г. до н.э. начинается мощная экспансия кельтов. В процессе расселения кельты легко смешивались с местным населением, распространяя всюду латенскую культуру кельтов. Во II в. до н.э. группа кельтов пересекла Судеты и осела в Силезии, другая группа, преодолев Карпаты, расселилась в верховьях Вислы, среди проживающего здесь славянского населения, представленного культурой подклошовых погребений. Так начался период активного кельто-славянского взаимодействия, оставившего заметный след в истории, культуре и языке славян, приведшего к возникновению пшеворской культуры в конце II в. до н.э. на территории , занятой культурой подклошевых погребений. Пшеворская культура была полиэтничной, в ее ареале и наследники племен культуры подклошевых погребений, и вторгшиеся германские племена, и кельты, и их ассимилированные потомки. Славяне, именуемые античными авторами венедами, преимущественно расселялись на землях Среднего и Верхнего Повисленья со смежными областями бассейна Одера (Висленский регион) и Верхнее Поднестровье.

Лексические и археологические материалы свидетельствуют, что в это время тесными были также славяно-германские связи. Это подтверждается и письменными источниками. Античные авторы I-II вв. н.э. (Птолемей, Плиний, Тацит) локализуют в бассейне Вислы племена венедов, а западнее их – германские племена. Основным этносом в пшеворском ареале были славяне- земледельцы. На их земли, особенно западные (Одерский регион пшеворской культуры), вторгались более военизированные германские племена. И все население таких регионов, в том числе славянское, римскими авторами именовалось этонимами господствующего племени, т.е. вандалами, бургундами и т.д.

Активное воздействие провинциально-римской культуры и благоприятные климатические условия первых четырех столетий нашей эры в Средней Европе способствовали подъему сельскохозяйственной деятельности, изменениям в производстве, строительном деле, вооружении и быту. В обществе увеличивается социальное расслоение, зарождается военно-дружинное сословие, складывается строй военной демократии.

Конец пшеворской культуры приходится на период великого переселения народов и связан с убытием германского этнического компонента (военно-дружинного сословия со свой свитой и окружением) и начавшимся регрессом культуры и быта.

Результатом неодинаковости вклада кельтов в генезис славянского этноса стало первое диалектное членение славянства на две группы пшеворской культуры – северную и южную. В начале средневековья на базе древностей этих зон развиваются две археологические культуры: суковско-дзедзицкая и пражско-корчакская.

Черняховская культура. Славяне, готы и сарматы. Готы – одно из племенных образований восточных германцев. Появление готов в Польском Поморье фиксируется археологическими памятниками вельбарской культуры с первой половины I в. н.э. В последних десятилетиях II в. н.э. начинается миграция готов в юго-восточном направлении по правому берегу Вислы и далее по Западному Бугу - основному речному пути к Причерноморью. На этом пути готы – носители вельбарской культуры встретились со славянами – носителями пшеворской культуры. Постепенно в Мазовии, Подлясье и Западной Волыни культурные различия между аборигенами и пришельцами нивелируются, складывающая единая культура приобретает вельбарский облик и развивается здесь до последних десятилетий IV в В конце II – начале III вв. готы появляются в междуречье Днестра и низовьях Дуная, где они расселились среди гетто-дакийского населения и частично в сарматских землях и получили, со временем, в позднеримских источниках наименование вестготы .

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Присоединение Левобережной Украины к России. Организация власти и управления на украинских землях в составе Российского государств
Освободительная борьба украинского народа, с самого начала была одновременно и борьбой за воссоединение с русским народом в едином Российском государстве. Вторая половина XVII в. была для Украины тяжелым временем. Страна была опустошена и истощена пришлыми войсками – польскими, литовскими, московскими, татарскими. Изнутри Украина разди ...

Реформация и контрреформация в Западной Европе и на белорусских землях. Брестская церковная уния
Общественное движение в большинстве стран направлено против феодальных порядков и осуществлялось в форме борьбы с католической церковью( 16 - первая половина 17в) - реформация. Ее главная причина - потребность в идеологическом обосновании свободного капиталистического предпринимательства. В 16в в результате потребностей возникает зарожд ...

Историография вопроса
Гуманистические и демократические настроения Тагора, несмотря на все барьеры, воздвигавшиеся и колониальными властями, и крайними, шовинистическими настроенными кругами в азиатских странах, делали его активным борцом за мир, демократию и гуманизм, говорится в книге Е. Бросалиной «О гуманизме драматургии Рабиндраната Тагора». В книге Б. ...