Происхождение и ранняя история славян
Страница 4

Исторические материалы » Восточные славяне » Происхождение и ранняя история славян

Великая славянская миграция

.

Дальнейшее развитие славянства и поздний этап эволюции праславянского языка(V-VII вв.) связаны с окончанием провинциональноримского облика пшеворской и черняховской культуры в результате нашествия гуннов, великим переселением народов и резким изменением климата в Европе.

Изменение климата в Европе. С конца IV в. происходит сильное похолодание; особенно холодным был V в. (самый холодный за прошедшие две тысячи лет). Похолодание вызвало интенсивное увлажнение и рост количества осадков. Эти изменения сопровождались поднятием грунтовых вод, повышением уровня рек и озер, заболачиванием больших пространств, затоплением полей и поселений, вымыванием плодородного слоя почв и т.п. Среднее Повисленье отличается наиболее низменным рельефом, и оно более других регионов пострадало от наводнений и переувлажненности почв. Судя по материалам археологии, его население полностью покинуло свои земли, регион обезлюдил на время.

Из Среднего Повисленья миграционные потоки населения, в римское время пользовавшегося всеми достижениями среднеевропейской провинциальноримской культуры, направлялись в юго-восточном направлении в Причерноморье (вторая волна готской экспансии, приведшая к расселению остготов в Нижнем Поднепровье и Крыму) и в северо-восточном через Мазурское Поозерье, средний Неман, бассейн Нериса-Вилии до Валдайской возвышенности.

Именно с этого времени мигрирующие славянские переселенцы постепенно осваивали верховья Днепра, район озер Ильмень и Чудского, междуречье Волги и Клязьмы, районы Верхней Волги. Свидетельством этой крупной миграции являются неизвестные в этих землях ранее вещевые находки среднеевропейского провинциальноримского происхождения, в т.ч. характерные славянской культуре. Первый этап славянского освоения лесной зоны Восточной Европы связан с миграцией праславян пшеворской и вельбарской культур в IV-V вв. на территорию Подвинья, Смоленского Поднепровья и далее на восток в лесную зону Волго-Клязьминского междуречья, районы Верхней Волги, озер Ильмень и Чудского. На основе этой миграции в Полоцко-Витебском Подвинье и Смоленском Поднепровье идет процесс становления смоленско-полоцких кривичей, носителей тушемлинской культуры, а вблизи Псковского озера и в бассейне Великой – псковских кривичей, носителей культуры длинных курганов. Кривичи, как считают некоторые исследователи, получили свой этноним от балтского Kreio – “отделяю, отрезаю”, что означало также окраинную область славянского мира (латыши до сих пор называют русских kries). К сожалению, история не сохранила этнонима славянского населения, освоившего территорию Волго-Окского междуречья. В отличие от поволжскофинских племен меря и мурома его можно назвать славяне меря и славяне мурома.

Позднее в миграционный поток были вовлечены славяне суково-дзедзицкой культуры Эльбо-Вислинского междуречья, эволюционировавшей на основе северной части пшеворской культуры. В VII-VIII вв. формируется культура сопок ильменских словен. Постепенно ильменские словене расселились в бассейне Ильменя с реками Шелонью, Ловатью, Мстой, а также частью Полужья и землями на восток до рек Молога и Чадогоща.

Нашествие гуннов. Гуннское нашествие в конце IV – первой половине V вв. затронуло весь ареал черняховской культуры. Большая часть поселений прекратила существование. Были уничтожены ремесленные центры, снабжавшие население своей продукцией, прекратилось поступление импортных изделий. Разрушение провинциальноримской цивилизации вызвало регресс экономики населения и изменило материальную культуру.

Часть черняховского населения, в том числе анты, была втянута в движении гуннов на запад и вместе с ними осела на Среднедунайских землях.

Значительные группы черняховского населения были вынуждены, спасаясь от гуннского погрома, бежать на новые места жительства. Результатом миграции славянской (антской) части черняховского населения в Среднее Поволжье стало становление в конце IV – начале V вв. именьковской культуры. Выбор конечного региона этой миграции объясним. Сюда, в Самарское Поволжье переселились еще в II-IV вв. группы пшеворского населения из области Волыни, Верхнего Поднестровья и Южного Побужья, спасаясь от готской экспансии. Земель с плодородными почвами здесь было достаточно для того, чтобы принять новые группы земледельческого населения. Этнос носителей именьковской культуры установлен генетической связью ее с волынцевской культурой, славянская принадлежность которой вне всякого сомнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Традиции и современность
Под воздействием экономических успехов и модернизированной внешней политики КНР страны Юго-Восточной Азии, похоже, окончательно утратили страхи перед «коммунистической угрозой». Своего рода точку поставили события недавнего кризиса, когда опасности благополучию этих государств пришли совсем с другой стороны. Определенное значение для ро ...

Культура, наука, просвещение после второй мировой войны
Война и оккупация нанесли большой урон польской культуре. Были разрушены более 5 тыс. школьных зданий, уничтожены полностью или частично многие институты, библиотеки, архивы, бесценные памятники архитектуры. Разграблению и уничтожению подверглись ценнейшие музейные и частные коллекции. В руинах лежали Варшава, Вроцлав, Гданьск и др. гор ...

Центр государственного языка и энциклопедии (Главная редакция Киргизской советской энциклопедии)
В 1968 году на основании решения директивных органов создается Главная редакция Киргизской Советской Энциклопедии, которая в 1974 году передается из Академии наук республики в качестве самостоятельного структурного подразделения в состав издательства «Кыргызстан» Государственного комитета Совета Министров Киргизской ССР по делам издател ...