Поход 860 г. вызвал усиление дипломатической активности Византийской империи. В Хазарию было направлено посольство-миссия св. Кирилла. Не позднее 867 г. византийский император направил посольство к русам, чтобы добиться заключения мира и уговорить их принять крещение. Примечательно, что в византийском рассказе о переговорах по поводу крещения русов фигурирует народное собрание во главе со старейшинами, которое обсуждает предложение византийцев и само принимает решение. В принятии верхушкой русов христианской религии, по-видимому, нужно видеть упорядочение общения с Византией, установление торговых контактов. Последний период в истории Русского каганата остается туманным. Вероятно, что под натиском Хазарии ослабленный интригами византийский послов-миссионеров Русский каганат мог распасться на отдельные племенные части – племенные княжения.
В Киеве вскоре появились Дир и Аскольд. Примечательно, что резиденция Аскольда и Дира находилась в Угорском урочище недалеко от Киева, а не в самом городе. Видимо, их положение было таким же, как и князя Рюрика в земле ильменских словен. В 882 г. Олег с помощью хитрой уловки, выдав себя за купца, овладел городом. Очевидно, Киев в то время был уже значительным торговым центром, пребывание иноземных купцов в котором было ординарным явлением. Киевская Русь в последние десятилетия IX в. стала наследницей Русского каганата.
Призвание варягов.
Начиная с первых древнерусских летописцев установилась так называемая норманнская теория происхождения Древнерусского государства, начало которому положило легендарное призвание варягов. В настоящее время на основании последних археологических исследований и тщательнейшего анализа всего комплекса древнерусских и зарубежных документов норманнская теория признана ошибочной в своих основных положениях, вместе с тем, отмечается значительный вклад варяжского, скандинавского компонента в историю Киевской Руси.
Варяги. Первыми варягами (warg – изгнанник, изверженный из известного округа), возможно, были славяне южного побережья Балтики, переселившиеся в Приильменье в VII-VIII вв. и расселившиеся среди родственного, тоже славянского населения – потомками первых славянских насельников края. Летописное сообщение «Новгородцы от рода Варяжска, преже бо беше Словени», возможно, несет в себе историческую память о них. В основном же варягами (викингами скандинавских саг) были искатели богатств и славы, промышлявшие не столько обменной торговлей с приморским населением (беормами скандинавских саг), сколько его грабежом. Варяг стал означать разбойника, воина по преимуществу, дружинника (wrag - волк, разбойник, отсюда русское враг, warang - меч, wargus - воин, дружинник). Этнический состав варягов стал разноэтничным, состоящим, преимущественно, из скандинавов. Варяги – не этническое, а профессиональное название. Исландские саги сохранили память о «восточном» пути - от острова Готланд до устья Невы. Пройдя «восточным» путем и далее по Неве, Ладоге и Волхову, варяги попадала в Старую Ладогу или Холопье городище – первый торгово-дружинный центр на пути «из варяг в греки», где у местных западнофинских племен, вероятно, получили также и другое название - русь (от древнескандинавского ruts- гребец, участник морского похода, перешедшего в западнофинское routsi - швед). Исходя из того, что среди жителей Ладоги с ранней поры археологически документируются словени ильменские, кривичи, скандинавы, местная чудь и балты, только здесь и мог возникнуть своеобразный (ср., путь-дорога, германские немцы, русские рашен) лексический симбиоз синонимов – варяги русь, поисками которых безуспешно занимались и занимаются многие, начиная с Нестора – составителя Повести временных лет.