Протогосударственные образования восточных славян в IX в.
Страница 5

Исторические материалы » Восточные славяне » Протогосударственные образования восточных славян в IX в.

Археологические изыскания выявили скандинавское присутствие на обширнейшей территории севера Восточной Европы в первой половине IX в. лишь в Ладожском городище, во второй половине IX в. - в Рюриковом, Сарском и Гдездовском городищах. При этом отмечается, что основная масса населения этих торгово-дружинных центров имела местное славянское, финское и балтское происхождение. Большее скандинавское присутствие регистрируется более поздним периодом – концом IX – началом X вв., что, естественно, объясняется самим фактом призвания варяжского князя Рюриха.

Призвание варягов. Первые древнерусские летописцы, повествуя о древнейших, почти легендарных для них самих временах, о начале Русского государства, сообщают именно о призвании варягов народным собранием, а не о варяжском завоевании племен севера Восточной Европы (славяне, кривичи, чудь и весь «видеще великое настроение в земле своей, прийдоше в чувство и совет сотвориша, еже избрати себе князя от иного рода», который бы владел нами и судил по праву). Основой призвания являлось установление договорных отношений («наряда») княжеской власти и народного собрания, возглавляемого старейшинами из родовой знати, получившей по договору доступ к сбору дани и возможность использовать саму ситуацию сбора дани для своего обогащения и возвышения. Князю полагался так называемый «дар»; к примеру, князю Олегу в размере 300 гривен ежегодно; век спустя, князю Ярославу – 2 000 гривен.

Общественно-историческое действие, выразившееся в призвании варягов, заложило основы формирования в Киевской Руси государственной системы коллективного управления – князя со своим родом, знати и дружины, отличной от средневековой западноевропейской, а также традиций вечевого строя Великого Новгорода и Пскова.

Летописный рассказ вполне справедливо отмечает варяжское, скандинавское происхождение русской княжеской династии. Современные историки все более стали склоняться к мнению об историчности фигуры Рюрика, отождествляя его с Рориком Фрисландским – датским конунгом, участвовавшим в некоторых набегах, а затем словно исчезнувшим с исторической арены, в то же время, отмечая ошибки летописной версии, - имена братьев Рюрика в действительности древнескандинавские слова, обозначающие, что Рюрик пришел в землю словен со своей верной дружиной – «тру-вор» и своим родом (домом) – «сине-хус».

Ядром образованного на севере Руси протогосударственного образования стали земли ильменских словен с резиденцией князя и его варяжской дружины на «Рюриковом городище» - протогородском центре, располагавшемся на острове у выхода Волхова из Ильменя в 2 км от будущего Новгорода, на территории которого поселений IX в. не выявлено. Народное собрание ильменских словен созывалось, вероятно, у языческого святилища Перуна – центра наиболее почитаемого ильменскими словенами языческого культа.

Начало образования Новгорода связано с подготовкой князя Олега к походу на Киев в 882 г. В условиях предстоящего отсутствия княжеской власти началось сселение лояльной князю родовой знати из ближних и дальних окрестностей к месту проведения народого собрания вблизи святилища Перуна, приведшее к образованию догородского поселения на месте будущего Людина конца Новгорода. Преобразование догородской структуры в городскую связано с походами княгини Ольги на Лугу и Мсту в 947 г., расширивших податную территорию Новгородской земли в северо-западных и северо-восточных районах, что дало средства для новой планировки и благоустройства города.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Апрельская революция
27 апреля 1978 года в столице Афганистана произошел военный переворот. Расстрелян президент страны, бывший принц M. Дауд, его ближайшие помощники, власть перешла в руки Народно-демократической партии Афганистана. Изумление в Москве. Советское руководство не ожидало ничего похожего. Испуг в Вашингтоне. На фоне приближавшейся грозы в Иран ...

Предпосылки формирования средневековой философии
Средневековая мысль складывается как синтез двух традиций - "Афин" и "Иерусалима", из которых первая представляет собой именно философскую традицию, т.е. выросший на греческой почве культ созерцания - теории - как усмотрения сущностей (ответ на вопрос о сущности есть ответ на вопрос "Что это такое (есть)?") ...

Казахские Бии. Их роль в общественной жизни казахов в XVII-XVIII веках
Со сложным историческим периодом борьбы казахского ханства против джунгарского, нашествия в конце XVII- начале XVMI веков связаны деятельность выдающихся биев Толе, Казыбека, Айтеке. В общественной жизни казахов этого периода они играли очень большую роль, о чем свидетельствует, например, всеказахский съезд, который состоялся осенью 172 ...