Протогосударственные образования восточных славян в IX в.
Страница 2

Исторические материалы » Восточные славяне » Протогосударственные образования восточных славян в IX в.

О том, что русы IX в. принадлежали к славянскому этносу, свидетельствуют восточные авторы. Так, в географическом сочинении Абдаллаха Ибн Хордадбеха «Книга путей и стран», написанным около 847 г., сообщается: «Что касается русских купцов – а они вид славян – то они вывозят бобровый мех и мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных частей страны славян…». Это корреспондируется с данными древнегерманских источников, из которых очевидно, что носители самоназвания «Русь», с которыми в IX в. имели дело в Баварской восточной марке, говорили по-славянски и не позднее середины IX в. в древнебаварский диалект была заимствована славяноязычная форма русь.

Русская земля.Еще Н.М.Карамзин обратил внимание на то, что в древнерусских летописях Русью, Русской землей именовались преимущественно киевские области Древнерусского государства. Начиная с С.М. Соловьева историки пытались выяснить суть этой, предположительно, первоначальной Руси. В настоящее время большинство историков соглашается с выводами Б.А. Рыбакова о том, что Русская земля в узком значении занимала левобережную часть Среднего Приднепровья, а на правобережье – небольшой регион в округе Киева и нижнего течения Роси. Эта территория полностью совпадает с ареалом волынцевской культуры с учетом исключения из него ареалов роменской, борщевской и окской культур. Если северяне/северы дали свое племенное название Северскому Донцу и Новгороду Северскому (главному городу Северской земли), то вполне резонно предположить, что Русская земля в первоначальном значении являлась землей славянского племени русь - носителя волынцевской культуры, датируемой VIII-IX вв.

Русский каганат

IX

в

.

В первой половине IX в. русы образовали свое государственное образование. Об этом говорят свидетельства восточных, византийских и западноевропейских источников. Так, в «Книге дорогих ценностей» середины IX в. сообщается, что у русов «есть царь, называемый хакан руссов». О таком же титуле правителя русов («падишаха русов зовут хакан руссов») сообщает автор сочинения «Маджмал ат-таварих». В «Бертинских анналах»- официальной летописи империи Каролингов – отмечен приезд в 839 г. ко двору императора Людовика – сына Карла Великого – вместе с послами византийского императора послов некоего «народа Рос, правитель которого называется каганом». Титул кагана (тюрк. хакан) был, несомненно, позаимствован русами у своих соседей хазар и указывает на становление в их земле ранней государственности с претензией на суверенитет и равноправие с Хазарским каганом. Этот титул был унаследован князьями Киевской Руси, так князь Владимир – креститель Руси – величался «великим каганом Русской земли».

Растущее экономическое развитие и международные торговые связи подтверждают нумизматические находки IX в. Абсолютное большинство кладов куфических монет начального периода их обращения в южной половине Восточной Европы приходится на земли Русского каганата, идентичные ареалу волынцевской культуры. Подобных кладов вовсе нет в обширном славянском ареале к западу от Днепра. На территории Хазарского каганата они единичны, и говорить о денежном обращении здесь не приходится. В кладах преобладают дирхемы, чеканенные в африканских центрах Арабского халифата до 830-х гг. На основе африканских дирхемов (массой около 2,73 грамма) складывалась древнейшая русская денежно-весовая система – в гривне IX-X вв., имевшей вес 68,22 грамма серебра, содержится 25 кун, равными по весу арабскому дирхему. Позднее в Восточной Европе получили хождения дирхемы азиатской чеканки, которые весили уже около 2,85 грамма. Отсюда следует, что зарождение древнерусской денежно-весовой системы связано с Русским каганатом, сформировавшимся и экономически развившимся до 830-х гг. Благодаря устойчивости торговых контактов Руси с Баварской восточной маркой, структура древнерусского денежного счета IX в. была заимствована в Баварии уже к рубежу IX-X вв.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Предпосылки формирования средневековой философии
Средневековая мысль складывается как синтез двух традиций - "Афин" и "Иерусалима", из которых первая представляет собой именно философскую традицию, т.е. выросший на греческой почве культ созерцания - теории - как усмотрения сущностей (ответ на вопрос о сущности есть ответ на вопрос "Что это такое (есть)?") ...

Февральская революция в России. Падение монархии
Х-р революции : буржуазно-дем. цели: свержение самодержавия, ликвидация помещичьего землевладения, сословного строя, неравенства наций, установление демократической республики, обеспечение различных демократических свобод, облегчение положения трудящихся.Движущая сила : рабочий класс, крестьянство, либеральная буржуазия, демократические ...

Личность Александра II, и первые годы его правления. Личность Александра II
Александр II - Император Bcepoccийский, приходился старшим сыном Императору Николаю Павловичу и Государыне Императрице Александре Федоровне, родился он в Москве 17 апреля 1818г. Его воспитателем был генерал Мердер. Мердер привлек к себе внимание, как командир роты в основанной 18 августа 1823г. школе гвардейских подпрапорщиков. Николай ...