Появление христианства на белорусских землях
Страница 4

Исторические материалы » Культура белорусских земель в IX веке » Появление христианства на белорусских землях

Единство Руси, ее земель и населения – главная идея произведений всех известных древнерусских политических и церковных деятелей. Так, Даниил – уроженец Черниговщины, автор «Хождения в Палестину», которое было написано не позже 1113 года, называл себя игуменеом «Русския земли». Он поставил лампаду над гробом господним «за вся князя наши и за всю Русскую землю, за вся християна Русския земли». Русских князей, за которых молился Даниил, назван и минский князь Глеб Всеславич.

Известный проповедник, епископ туровский Кирилл, который согласно «Памяти», написанной неизвестным автором вскоре после смерти святого, был «рожден и воспитан града та Турова в Русской стране и тако нарицаема».

Гениальный автор «Слова о полку Игореве» с глубокой сердечной болью за народ рисует картины тех бедствий, которые причинила Руси междоусобная борьба князей за земли, за власть: «Черна земля под копыта костьми была посеяна, а кровью польяна: тугою взыдоша по Русской земле».

Приняв Православие, древняя Беларусь, также как Русь Восточная и Южная, вошла в ойкумену византийской цивилизации, полностью восприняв ее систему культурных ценностей, верований, интеллектуальных, эстетических и духовных достижений. Однако наследие это наложилось на столь мощный пласт собственной славянской культуры, что византийский духовный вклад сильно трансформировался в этой стихии, дав начало близкому, но все-таки новому православно – русскому цивилизационному процессу, на формирование которого большое влияние оказала и древняя Беларусь (Западная Русь) X-XIII вв.

Важнейшей основой этого процесса стало не только образование молодого государства, объединенного единой династией Рюриковичей, но и духовного, культурного единства, главная заслуга в создании которого принадлежит Русской Православной Церкви. Полочанин и Киевлянин, Новгородец и Мозырянин, житель Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской Руси, приходя в православный храм на молитву и слушая поминовение митрополита Киевского и всея Руси на родном языке, безусловно, проникался чувством национального самосознания, принадлежности к единой культуре.

Общими для всей Руси были и те глубокие внутренние процессы духовного возрождения, которые произошли в связи с обращением к Православию. В сознании народа вырабатывались новые представления о жизни, новые идеи и понятия. В этом духовном самоусовершенствовании особенно выделялись религиозно-настроенные люди, которые оставляли свои дома и уходили в уединенные места для молитвы и подвижнической жизни. Они становились монахами. В числе их были как знатные, так и простолюдины. Монашеская жизнь привлекала многих своею нравственной строгостью и молитвенным подвигом, чего не было в мирской жизни.

Белорусский народ сохранил имена подвижников, прославившихся своей святостью, передавая память о них из поколения в поколение. Все они причислены русской Правосланой Церковью к лику святых. Это – святые Евфросиния Полоцкая, три Полоцких епископа: Мина, Дионисий и Симеон, епископы Туровские – Кирилл и Лаврентий. В Туровском Борисоглебском монастыре подвизался преподобный Мартин. В Смоленске прославились святостью своей жизни преп. Авраамий, преп. Евфрем, св. Андрей, князь Смоленский.

Страницы: 1 2 3 4 5

Гражданская война
По российскому собаководству был нанесен нокаутирующий удар. Большинство охотничьих хозяйств было разграблено и разрушено, военные и полицейские собаки изгонялись из питомников, большинство офицеров-кинологов примкнули к белому движению, а титулованные собаководы нашли свое пристанище на чужих землях. Потребовалось почти 10 лет для тог ...

Реформы в области просвещения, здравоохранения, культуры и быта
Изменения, происходящие в иранской экономике, появление новых, современных отраслей промышленности, попытки вывести сельское хозяйство из упадка путем земельной реформы и внедрения в сельскохозяйственное производство машин и современных методов - все это выдвигало перед страной новые задачи. Эти задачи невозможно было решить без повышен ...

Белорусские земли в период первобытности
Первобытнообщинный строй - первый этап в развитии человечества занимает период времени с момента появления человека около 4 млн лет назад до середины I тысячелетия н. э. В зависимости от материала, из которого изготавливались орудия труда, установилось деление первобытной эпохи: - каменный - приблизительно 4 млн лет назад;- бронзовый - ...